Нацбанк, перекрыв текущие проблемы банков, не спасет их в дальнейшем от новых проблем.
«Экстренным лечением» назвал экономист Петр Своик программу по повышению финансовой устойчивости банковского сектора РК, в рамках которой Нацбанк собирается выделить 500 млрд тенге.
— Такого рода экстренную помощь могут оформить и в долг. А если больному не станет лучше, будут еще ставить капельницы, снова оформляя это в долг. А больному в общем-то уже без разницы, какой долг на него записан. Ему лишь бы не помереть, — иронизирует экономист.
Своик подчеркивает, что слово «устойчивость», используемое в данной программе, выбрано неслучайно.
— Просто не стали употреблять более адекватное, но пугающее определение. На самом деле, это спасение банков. Это те вливания, без которых банки рухнут. И все это экстренные решения, говорящие об очень тяжелой ситуации. Вот, например, еще
в середине 90-х тоже оздоравливали «лежащие на боку» предприятия, через разделение на плохие и хорошие активы на их балансах
Создавали «могильники», куда сбрасывали все долги и где умерли надежды и перспективы малого и среднего бизнеса. Тогда пошли на такие меры, потому что был глубокий кризис, — вспоминает эксперт.
Но сегодня с банками, по его мнению, происходит аналогичная ситуация.
— Это все делается поперек и законодательству РК, и законам нормальной рыночной экономики. Потому что по стандартам Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), которых наше правительство сейчас старается придерживаться,
государство должно лишь устанавливать определенные правила деятельности рынка. Но само не должно вмешиваться
в действие рыночных субъектов. А то что сейчас происходит — не иначе как прямое государственное вмешательство в эту деятельность. Потому что экономику лихорадит, — отмечает Своик.
Между тем, по ожиданиям Нацбанка, неработающие активы банков будут сокращены в первые пять лет действия программы оздоровления.
— Эти свои намерения Нацбанк сможет осуществить, но кредитный процесс сейчас строится на заоблачной стоимости кредитов. Соответственно будет наращиваться новая невозвратная плохая кредитная масса.
Это как капельница, которая не дает больному умереть, но и не лечит. Потому что лечение должно заключаться не во впрыскивании денег
в банковскую систему, а в радикальном снижении стоимости кредитования. Доведение этой самой стоимости до реальной рентабельности кредитуемых. А сейчас этого и близко нет. Поэтому кредитование,
И никакими новыми впрыскиваниями денег этого не решишь. Надо понижать стоимость кредита как такового. А
Нацбанк, видимо, часть недуга вылечит, но при этом болезнь распространится еще дальше на весь организм,
— замечает экономист.
Петр Своик убежден, что банковская система год от года не оздоравливается.
— Она накапливает нерешаемые проблемы. А главная причина — завышенная стоимость денег в стране. Вообще, это колониальный синдром. Потому что именно завышенная стоимость денег в совокупности с принципиальным отказом Нацбанка обеспечивать национальное дешевое кредитование породили эти болезни, — считает экономист.
Своик напоминает, что с начала экспортно-сырьевого цикла экспортеры кредитуются не через банки, а непосредственно конвертируя свою валютную выручку. Банки же кредитуют вторую потребительскую часть такой экономической модели.
— Все банковское кредитование было построено на внешнем фондировании. И ради его обеспечения стоимость денег в Казахстане искусственно поддерживалась выше 10%, а потом и выше 15%.
Сейчас же такая модель «захлебывается» в своей основе
Экспорт не растет ни по ценам, ни по физическим объемам. Экспорт стагнирует, соответственно стагнирует и потребительская часть, а с ней и банковская система, — говорит он.
По словам Своика, идеологическим символом роста внешней зависимости банковской системы Казахстана можно считать Аблязова.
— Он наиболее активно и агрессивно набирал внешние кредиты. На этом и поднял свой БТА
Но эта модель закончилась как таковая. Понятно, что отмирают сначала мелкие банки, но ровно в том же органически больном положении находятся все банки, включая крупные. Поэтому мелкие по матрешечному принципу можно собирать в более крупные, тем самым перемещая проблемы на более крупные банки. После этого ничего, кроме гиперинфляции, ждать не приходится, — заключает экономист.