Парламентарии предлагают ввести прогрессивный налог для физических лиц. Экономисты боятся, что это приведет к новому витку финансовых махинаций. И во избежание этого никто не решится заставить богатых платить больше.
Группа депутатов мажилиса из фракции «Народные коммунисты» озаботилась существующей «плоской» налоговой ставкой в Казахстане. По их мнению, нынешняя система не отвечает стандартам социального государства. На эту тему коммунисты подготовили депутатский запрос на имя премьер-министра Бакытжана Сагинтаева, под которым подписались семь мажилисменов.
По мнению депутатов, реальный масштаб разницы доходов населения показала прошедшая кампания по легализации капиталов.
В доказательство своей позиции депутаты приводят следующие цифры.
— По всей стране с экономически активным населением почти 9 млн человек для легализации денежных средств было открыто лишь 11800 счетов. На них поступило 4,1 трлн тенге, т. е.
средний размер по одному счету составляет 347 млн тенге
Это в 2500 раз превышает официальную среднемесячную зарплату в Казахстане и в 4300 раз превышает размер среднедушевого дохода населения, — говорится в депутатском запросе. — Столь резкое расслоение в доходах сопровождается расслоением в уровне трат. В то время, когда население экономит на всем, растет уровень продаж дорогих автомобилей, недвижимости, предметов роскоши.
Объекты на сумму свыше 38,5 млрд тенге легализованы в Астане
Одновременно мажилисмены обратили внимание главы кабмина на то, что налоговые ставки в стране равны для всех физических лиц, независимо от уровня доходов. То есть и бедные платят 10%, и богатые тоже 10%. По их мнению, это «противоречит экономической и социальной логике».
— Известно, что плоская шкала налога на доходы физических лиц сыграла свою роль на определенном историческом этапе. Сейчас же, учитывая проведенную легализацию капитала, необходимо осуществить переход к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц и повысить ставки налогов на сверхдоходы. Также считаем, что
настало время существенно увеличить налогообложение демонстративного потребления: дорогой недвижимости, транспорта, предметов роскоши,
— утверждают депутаты.
Одновременно они предложили установить «вычеты для благотворительных расходов, поощряя социальное меценатство».
Следующим пунктом в списке предлагаемых нововведений значится сосредоточение усилий «всей фискальной системы на администрировании налогообложения группы населения с наиболее высокими доходами». Объясняют эту идею мажилисмены тем, что именно эти люди выводят средства из законного оборота, что и показала легализация.
Сейчас в Казахстане разрабатывается новая концепция Налогового кодекса. Именно в ней коммунисты просят предусмотреть «систему мер по повышению налогообложения сверхдоходов и демонстративного потребления, включая переход к прогрессивной шкале индивидуального подоходного налога физических лиц».
Рассекретить информацию о казахстанской недвижимости предложил юрист
Авторы идеи считают, что «указанные меры принесут экономический эффект и позволят обеспечить социальную стабильность в государстве».
Экономист Алмас Чукин говорит, что теоретически введение прогрессивной шкалы уже вполне назрело. Казахстан — «страна сверхнизких налогов».
— Если сравнить наш уровень налогообложения с мировым, у нас оно очень низкое. Причем ничего особо хорошего в этом нет. Это означает, что
в бюджете не хватает денег на образование, инновации и так далее,
— утверждает Чукин.
По его словам, нынешняя система — один из вариантов «дикого капитализма». У государства нет инструментов для социального распределения благ среди слоев общества.
Дети рождаются одинаково талантливые и в богатых, и в бедных семьях, но если они родятся в бедной семье в Казахстане, у них очень мало шансов раскрыть свои таланты,
считает Алмас Чукин.
Когда было сырьевое изобилие, вспоминает экономист, правительство предприняло ряд мер по снижению налогов. В результате они и стали низкими по мировым стандартам.
— Потом система стала очень странной — по мере возникновения проблем государство снова начало поднимать налоги, но видимо постеснялось поднимать для людей и увеличило нагрузку на предприятия, — говорит он.
— В результате с каждого заработанного тенге около 40 тиынов компания должна отдать государству
Это порождает нежелание работодателей поднимать зарплату людям, — заканчивает логическую цепочку Алмас Чукин.
Национальные особенности среднего класса в Казахстане
При этом экономист утверждает, что бюджет Казахстана почти на 40% формируется за счет средств Национального фонда — то есть с прошлых доходов от продажи нефти. Если бы таких переводов не было, бюджет бы обрушился, потому что существующих налоговых поступлений явно недостаточно. Но продолжать «доить» бизнес тоже нельзя.
Вторая причина, которую приводит Алмас Чукин, из разряда «социальной справедливости».
— Одинаковая налоговая ставка в 10% для всех слоев населения — это по сути дела скидка богатым
Бедные и так обычно примерно столько же платят во всем мире. Но из последних 100 тыс. тенге отдать 10 тыс. — это больнее, чем из миллиона отдать 100 тыс. тенге, — приводит пример экономист. — Когда снижали налоги — по сути дела их снижали богатым. У бедных как было 10%, так и осталось, они ничего не выиграли.
Однако при попытке ввести прогрессивную шкалу налогообложения могут появиться серьезные проблемы, говорит Чукин.
Запас чистых финактивов Казахстана может быть полностью истощен к 2020 году — Всемирный банк
— У нас еще нет привычки платить налоги, которая должна сформироваться в нормальном государстве. Низкая ставка хороша тем, что богатым прятать деньги невыгодно — легче просто заплатить и спать спокойно. Если же поднять планку, например, до 30% — эти же люди сразу перестанут показывать свои доходы официально.
Опять начнутся массовые махинации, сокрытия доходов и все в том же духе,
— говорит он.
При этом увеличение налоговой ставки вовсе не обязательно не приведет к увеличению сборов в бюджет — а ведь именно эту цель и ставят перед собой авторы идеи.
— Если начнут прятать деньги, то как бы вообще меньше не получилось, — предостерегает экономист.
Экономист Ерлан Ибрагим полагает, что изменение шкалы особых изменений не вызовет. Налоговые поступления в бюджет если и увеличатся, то не намного. И по тем же причинам, о которых говорил Алмас Чукин.
— Большинства такие изменения не коснутся, они их даже не заметят. Но для тех, у кого доходы высокие, все заметно усложнится. И тогда они начнут избегать налогов, — считает он. — При этом формально плоская шкала более удобна. Если ввести прогрессивную, то серьезно усложнится методика расчетов и администрирование налогообложения в целом.
Масштабы теневой экономики в Казахстане озвучил Сагинтаев
Таким образом,
большой пользы от прогрессивной ставки налогообложения экономист не ожидает
— Аккуратно предположу, что этот закон не примут, — говорит Ерлан Ибрагим, — он может создать ненужную напряженность в обществе.