Британский государственный деятель Олаф Каро написал осенью 1953 г. монографию «Советский колониализм в Центральной Азии», которая была опубликована в журнале The Foreign Affairs.
Автор был одним из администраторов Британской Индии в первой половине 20 века, губернатором Северо-Западной Пограничной Провинции, после распада колониальной системы Великобритании стал авторитетным писателем-публицистом, специализирующимся на широком спектре вопросов азиатской истории, развития и геополитики. Олаф Каро — выходец из знаменитой англо-саксонской школы аристократов-завоевателей, колонизаторов и правителей покоренных народов. К рассмотрению вопроса коллективизации и индустриализации казахской степи он подходил компетентно и системно.
Про Олафа Каро говорят, что его «идеи о будущем были весьма влиятельны» — они снискали ему репутацию эксперта по работе с кочевыми народами и были использованы при работе Великобритании и США с кочевыми племенами арабского мира в 40-50 гг. 20-го века, на территориях которых потом велись нефтегазовые разработки при полном мирном сосуществовании белого контингента с местным населением.
Ниже приведен взгляд этого человека на организацию советской Центральной Азии, которую он открыто называет советским колониализмом.
Как профессионал в области колонизации и администрирования колоний, Олаф Каро глубинно и всесторонне изучил народы Центральной Азии и подметил те приемы, тактики и стратегические соображения, которые применил большевистский Кремль, чтобы унифицировать народы региона в монолитное социалистическое формирование с отдельными этническо-языковыми особенностями. Монография написана хорошим литературным, временами куртуазным британским английским образца первой половины 20-го века. В качестве метода изложения информации избрана полемика с теорией и практикой социализма и конкретно с фигурой самого главного архитектора социалистической Центральной Азии – Иосифа Сталина.
Содержание пропитано духом нескрываемого британского высокомерия к покоренным народам. Коренных обитателей Центральной Азии он называет stock, перевод которого может звучать и как «скот», и как «контингент», и как «группа родственных языков», но вряд ли автором двигали соображения лингвистики. Напомним, что при всей эрудированности, в чем читатель убедится,
Олаф Каро был в первую очередь английским снобом и профессиональным угнетателем
Тем удивительней его практически романтичное отношение к казахам и даже применен высокопарный стиль и слог – «…И на самом деле есть определенное озарение тюркского духа, который, как кажется, заставляет тюрков, как западных, так и восточных осознавать, каковы те импульсы, которые отличают их от других людей. Тюрк гордо хранит свою идентичность. Эта гордость вечна, и Тюрк, чей дух витал над головами персов, монголов, анатолийцев и византийцев, остается собой. Это просто и это неприкосновенно. Тюрк на удивление и любопытство совершенно не запятнан ни одним из тех сложных влияний, что окружают его. Он – князь всех уклонистов…».
Весьма критично Олаф Каро пишет про то, как царизм завоевывал Центральную Азию, скрывал некоторые обстоятельства этого завоевания и даже указывает на конкретные исторические лица:
«…Правительство царя последовательно в своем раздражительном отношении к любым вторжениям в свои азиатские владения и всегда железной рукой держало этот регион под строгим контролем. Всегда было, что скрывать – бунт, резню или захват, про которые открыто говорить было нельзя. Один аспект царского завоевания требует отдельной ремарки.
Завоевание достигнуто безжалостным насилием
Любимец армии и политический идол, критика которого считалась кощунством, генерал Скобелев, командующий захватами Хивы и Ферганы и потом одолевший доблестных туркмен в битве при Гоктепе.
Он сказал, что придерживается принципа того, что в Азии длительность мира напрямую зависит от ущерба, причиненного тобой врагу. Бей со всей силой и бей, пока не прекратится сопротивление, потом перегруппируйся, прекрати убийства и будь добр к противнику, находящемуся в состоянии прострации.
В одной из своих пророческих речей лорд Керзон пишет про Скобелева, как про типичного представителя России, застрявшего одной ногой в эпохе Чингис-хана и другой марширующего в новый мир идей и действия. Скобелев на самом деле был не просто метеором – он стал путеводной звездой и человеком-кредо, судьба которого была в снискании большого количества обожателей и последователей…».
При этом Каро демонстрирует на самом деле глубокое понимание самой природы царской, а потом социалистической экспансии, в которых движущей силой был русский народ:
«…Давайте изучим некоторые частности, отличающие советскую Центральную Азию от других частей мира, которые временами считаются зависимыми. Первое отличие в том, что великороссы — тот народ, который можно назвать системообразующей или титульной нацией СССР – доминируют в количественном отношении над большинством этносов и этнических групп, проживающих в СССР.
Последняя перепись населения показала, что великороссы составляют 58% населения СССР. Великороссы и украинцы составляют ровно одну треть от общего количества населения, в то время как два самых важных народа Центральной Азии, казахи и узбеки, вместе составили менее 5% от общего количества населения. Таким образом,
в Союзе складывается колоссальное преимущество европейцев над азиатами,
в связи с чем на территориях, пригодных для колонизации их европейским населением нет тех проблем, с которыми сталкивается Содружество (Великобритания и колонии) в Африке и Франция в краях к югу от Средиземноморья…».
Рецепт успешной колонизации Центральной Азии по Олафу Каро — это:
«…Центральная Азия суть часть того же континента, на котором расположена европейская часть России. Одна переходит в другую и представляется легкой задачей проследить градацию климата, почвы и населения. На самом деле сегодня в Центральной Азии русские делают то же самое, что они делали в 15-17 в. в. в приволжских степях и на Урале; также, как они заполонили и смешались с тюрко-татарским населением Европы (европейском части России), так и сегодня они постепенно количественно перевешивают и подчиняют себе тюрков Казахской степи и Трансоксиании. Процесс при этом все тот же – взаимодействие и движение на Восток и все.
Если мыслить широко,
процесс колонизации заключается в освоении всего центрально-азиатского пространства европейским населением СССР
Большая часть этой территории на самом деле имеет более благоприятный климат, нежели в России, за исключением Крыма. Процесс, запущенный русскими царями, продолжается в советское время. Результат таков, что во многих частях русские полностью заменили собой коренное крестьянство…».
Немного, но автор все же упомянул про стремление коренных народов Туркестана организовать свои национальные автономии и про то, как это стремление было подавлено:
«…В течение периода междувластия 1918-1924 гг. в Туркестане было учреждено как минимум три автономных государства – в Коканде, Бухаре и казахской степи – «Алаш-Орда». В краткие сроки все они были рассеяны Красной армией, у которой не было никаких сомнений в применении скобелевских методов там, где она наталкивалась на сопротивление.
Когда пыль осела, были расколоты движения за местные автономии и была открыта дорога к отмене старых принципов,
по которым Бухара и Хива существовали в качестве вассалов русских царей, а также рационализации колониальных провинций по всему региону…»
Про отношение сталинизма к автономизации Центральной Азии г-н Каро написал следующее:
«…националисты из коренных народов региона, которые если и верили в понятие исторической диалектики, хотели эти догмы (революционные цели и задачи) развивать в рамках национального, а не великорусского сознания. Разница в том, что последняя доктрина более не выказывает уважения и не выражает гордость за тех, кто в прошлом боролся против царизма, завоевывающего Центральную Азию. Великая Россия во всех ее инкарнациях объявлена неопровержимой твердью…»
Когда г-н Каро обсуждает территориально-административное деление советской Центральной Азии, он в своей критике переходит на несколько поэтический тон и даже затрагивает актуальный для Казахстана сегодня вопрос алфавита и как алфавит используется для покорения народов:
«…Карта лежит перед ним (Сталиным). Территории безнадежно запутаны. Границы даже не разделяют языковые группы и прорезаны сквозь системы ирригации. Природное формирование в виде Ферганской долины путем географических манипуляций разделено на три части, которые переданы Узбекистану, Таджикистану и Киргизии. Весьма достаточно на этой карте видно, что
эти конволюции (изогнутости) являются свидетельством реализации политики кантонизации, за разработкой которой стоит намерение запутать идею местного объединения
и привести disjecta membra (разрозненные части) в состояние нахождения под влиянием более сильных внешних ассимиляционных сил.
Это впечатление усиливается изучением той языковой политики, в рамках которой впервые в 20-х гг. латиница заменила арабскую вязь, а через 10 лет кириллица заменила латиницу, в обоих случаях слегка видоизменяясь для каждой из языковых групп. Эти перемены в жизни нарушили преемственность поколений и поспособствовали вхождению народов в новую эпоху…».
Г-не Каро изучил программные документы СССР, например, планы индустриального развития, так называемые знаменитые Пятилетки:
«… Если попытаться придумать краткое определение, что такое пятилетний план, это будет звучать как
документ, нацеленный на ускоренную индустриализацию страны посредством перераспределения трудовых ресурсов
«Человеческий корм» для шахт и фабрик должен был быть изыскан в процессе коллективизации сельского хозяйства и подавления кочевничества, которое всегда трудно поймать и которое пренебрежительно относится к любой форме централизованного контроля над собой.
Позже, во время Второй мировой войны, Центральная Азия, распаханная плугом военных нужд и засеянная предприятиями, эвакуированными из европейской части СССР, «выдала на-гора» громадный прирост в добыче угля, нефти и продукции тяжелого машиностроения…».
Обсуждая индустриализацию казахской степи, г-н Каро отмечает этнический фактор, сопутствующий данному процессу:
«… И во все времена, в развитие политик, инициированных еще царизмом, всегда имел место стабильный прирост количества переселенцев из европейском части СССР в регион, синхронизированный с еще более большим сокращением коренного населения, особенно в степях. Сухие факты из советской статистики сами по себе фиксируют, что в перерыве между всесоюзными переписями 1926 и 1939 гг. казахское население степи сократилось на 21,9%, в то время как ожидания в СССР были на тот период таковы, что казахское население должно было в количественном отношении вырасти на 15,9%.
Если говорить кратко, из трех казахов в тот период вымер один, процесс в отношении которого можно применить только один новый термин – геноцид (этот термин был официально введен в обращение ООН в 1948 г.)…».
Обсуждая любимую для себя тему кочевников, г-н Каро пишет следующее:
«…Таким образом, племена степей и племена гор передвигались в течение веков, свободнорожденные и ничем не стреноженные,
если и встречающие сопротивление, то только от себе подобных и только тогда, когда переступали некие границы. Их образ жизни таков, что сегодня они здесь, а завтра они уже ушли, и властям непросто их контролировать или облагать налогами. До первой Пятилетки (1929 г.) в степи еще были в силе старые законы и обычаи подчинения и почитания старших, соблюдение кланово-племенного деления и принципа чистоты крови, равно как старые законы гостеприимства…
…Большевики проделали свою работу не перераспределением земли, как было сделано в районах с культивированной почвой, а слепым и всеобщим сгоном кочевников и их скота с мест проживания. Это было причиной, по которой каждый третий казах и практически две трети скота, принадлежавшего казахам, вымерли…».
Г-н Каро критиковал советское животноводство и хвалил, как кочевники умели обращаться с животными.
«Режим не справился с задачей изучить искусство управления скотом. В этих краях, будь то полупустыня, степь или высокогорье, с учетом всех вариаций по сезонам и высотам нарисована некая грань, за которой представляется тяжелым, если не невозможным для людей и животных выживать, до тех пор, пока они не научатся жить в состоянии непрерывной перекочевки. Эти пастбища не дают длинной травы, пригодной для прокорма зимой и не имеют орошаемых полей, на которых ее можно выращивать. Другими словами,
самая правильная экономическая система для работы со скотом в данном климате – это номадизм в той или иной форме
Есть еще одна, менее явная причина провалов советской политики в области животноводства. Связи между пастухом и стадом весьма глубоки, так как у животных есть свои специфические особенности. Мир животных не может регулироваться только теориями потомства и окружающей среды. Механизированной системе сложно ухватить мысль кочевника-скотовода, который без опаски бросает 99 овец в степи и отправляется на поиски одной потерявшейся, находит ее, взваливает на плечи, несет домой и совершает воссоединение стада. В этом секрет животновода – животное не есть индивидуалист и всегда сторицей откликается на добро и заботу…».
Г-н Каро демонизирует сталинизм и его бюрократический аппарат, подавивший любое национальное сопротивление:
«… Все это часто описывается (компартия) как нечто монолитное. Скорее и больше всего это напоминает смоковницу бенгальскую
– дерево, ветви которой растут из центральной части ствола и падают кончиками до поверхности земли, врастают в нее, откуда появляются новые стволы, врастающие ветвями обратно в землю, и так до бесконечности, убивая любые другие соседствующие виды растительности в данной местности. Миссионеры партии разъехались из центра по всей стране, чтобы разнести свои «благие вести» и драться с национализмом, как научил и приказал им товарищ Сталин. В этом конфликте у местных националистов не было никаких шансов.
Любая сила, которую только можно применить, была применена с тем, чтобы потушить любой центробежный импульс, который мог бы возникнуть в этой колониальной империи. Власть являлась производной функцией от массированного физического присутствия русского населения, постоянно проживающего в регионе, универсальной идеологии, зарегулированной системы образования, коллективизации, массового перемещения и уничтожения населения, а также привнесения элемента механизации во внутренние пружины повседневной жизни в регионе – словом, всех сил, которые имелись в наличии и которые были применены…».
Отдельного обсуждения заслуживает то, что написал Олаф Каро про выходцев из Центральной Азии, попавших в плен к немцам во Второй мировой войне или дезертировавших к ним:
«…В течение первого года войны только из Туркестана выходцев было взято в плен и дезертировало примерно полмиллиона человек. Их помещали в лагеря для военнопленных в нечеловеческие условия. С ними обращались так же жестоко, как с пленными родом из России. Тысячи умерли. Но те, что остались живы, т. е. примерно 180 тысяч человек, добровольно влились в ряды вермахта и Ваффен-СС, веря, что воюют за освобождение своей родины от советского правления…».
Автор отметил бездушное отношение немецкого командования и верность туркестанцев, решивших воевать на стороне Германии:
«…Несмотря на все ошибки и упущения немцев, как принципиальные, так и практические, невзирая на частую непродуманность методов и неспособность немцев придать отношениям с людьми другой расы тот личностный характер, который сам по себе способен снискать верность азиатских войск, можно сказать, что эти центрально-азиатские и кавказские наемники служили своим новым хозяевам не вероломно, а до конца.
Немцы не заслужили права командовать такими людьми. Они заставили этих людей служить немецкой цели и только…»
С беспристрастностью стороннего наблюдателя и человека, знающего цену и результат насилия, Олаф Каро пафосно, но точно рассуждает про будущее Центральной Азии и новый сорт людей, который выйдет из социалистической системы:
«…То, что возникнет, придет в виде новых сил. Старая отмершая корка срезана и достигнут новый рост. Гонения очищают. Будут воспоминания о прошлых воодушевлениях, но искра, которую дыхание перемен сделало пламенем, освещать будет лица не будущей улемы, а мужчин и женщин, прошедших советскую школу… По-своему, эти люди могут быть не менее удивительными. Пока тирания в полной силе, они будут ждать благоприятного момента. Когда она сломается, а сломается она только под гнетом внутренних конфликтов, придет их возможность…».
Про будущих казахов г-н Каро в 1953 г. написал следующее:
«…От встречи старого и нового появится новая поросль
Свободному миру эту поросль надо знать и предсказывать заранее, и взращивать ее, как ребенка, когда она придет».