Владельцы элитных домов только в Алматы задолжали в бюджет более 36 млн тенге. Забывчивостью такую сумму не объяснить.
К примеру, владелец одного из особняков, расположенного в микрорайоне Коктобе, стоимостью 132,6 млн тенге и площадью 1568,5 квадратных метра, задолжал в бюджет более 1,6 млн тенге. Налоговики уже взялись за нарушителей, пригрозив неплательщикам
И все же факт вызывает недоумение: что заставляет зажиточных владельцев дорогой недвижимости, некоторые из которых имеют по несколько квартир, на ровном месте нарушать закон?
Психолог Ирина Волкова отмечает, что такое поведение обусловлено психологией «жизни в кредит». При этом она подчеркивает, что не все богачи ведут себя подобным образом.
— Я бы не стала равнять всех под одну гребенку. Ведь люди, которые стабильны, имеют образование, которые на протяжении жизни двигались к определенной цели, устроились на высокооплачиваемую работу с перспективой, как правило всегда платят по счетам. Это
Для таких людей важна гражданская ответственность и соблюдение всех нормативов. А
люди, которые быстро каким-то образом получили должность, склонны не платить налоги
Такой человек купил дом и думает: «Зачем за него платить, если завтра вдруг придется его продавать?» Нежелание платить — это своего рода статья экономии. Сродни ситуации, когда люди живут в кредит, — рассуждает психолог.
Волкова подчеркивает, что такие не привыкли надеяться на себя и «поймав удачу за хвост», испытывают чувство жадности при необходимости платить. А приобретенное ими жилье не соответствует их самопозиционированию в жизни и самосознанию.
— Те же, кто подошел к приобретению элитного дома не спеша, не испытывают большого дискомфорта, оплачивая свою жизнь на таком уровне. Когда человек зарабатывает деньги своим трудом, он понимает, что должен оплачивать труд других и платить за оказанные ему услуги, — говорит психолог.
Социолог Тимур Айсаутов убежден, что не зря в народе бытует мнение: чем богаче человек, тем он жаднее. Хотя никакими социологическими данными это не подтверждено. Он затрудняется объяснить, чем обусловлено нежелание владельцев элитных особняков платить по счетам.
— Нужно учесть, что зажиточный слой населения занимает небольшой процент — порядка 5%. К тому же мы не знаем статистику по долгам остальных 95% населения — сколько, к примеру, должны 20% наименее обеспеченных людей или оставшиеся представители среднего класса? Поэтому утверждать, что налоги не платят только богачи, мы не можем. С другой стороны, я считаю, что
люди, живущие в достатке, в «хоромах», должны по умолчанию вовремя закрывать «коммуналку». Они должны быть примером гражданской ответственности и дисциплины,
— уверен он.
Айсаутов утверждает, что по статистике задолженности по коммунальным платежам, своевременно оплачивают их люди пенсионного возраста. При том, что как раз пенсионеры, живя на одну пенсию, зачастую испытывают нехватку денег. Молодые люди, по его наблюдениям, в этом плане менее ответственны.
— Взрослые люди были взращены во времена СССР, тогда ценности другие были. Эти люди знали, что такое социальная и коллективная ответственность. После распада Союза эти качества очень сильно трансформировались — у молодежи сегодня этого нет, — подмечает он.
По словам Айсаутова, на западе ситуация другая. Там дисциплина выше, причем не только у богатых людей. И это результат системной работы государства.
— У них очень последовательно работает система соблюдения законов, дисциплины и общественных правил. Потому что любое нарушение в развитых странах очень сильно наказывается. И
наказания избежать не удается — невозможно «сломать» систему, подкупив судью или прокурора
Есть там и справедливая система вознаграждения: если человек усердно трудится, он может достичь больших результатов. Элементы гражданского общества там очень сильны. Но эта система складывалась столетиями. У нас же в Казахстане человек может нарушить закон и заведомо уверен, что при желании он может избежать ответственности. Наверное, нужно, чтобы сменилось два-три поколения, прежде чем ситуация изменится к лучшему, — уверен социолог.
И тем не менее, по словам Айсаутова, в Сингапуре государству удалось привить обществу дисциплину и ответственность перед законом за короткий период времени.
— Ответственности перед законом они добивались не только в низших слоях, но и на самом высоком уровне. И наряду с ужесточением законов именно система неизбежности наказания помогла им в этом.
Законы и у нас можно сделать жестокими, но всевозможные «лазейки» для так называемой «усеновщины» обесценивают все усилия государства
в данном направлении и приводят к коллективной безответственности, — отмечает он.
Тимур Айсаутов подчеркивает, что когда люди видят, что законы «не работают», у них в сознании вырабатывается убеждение, что прав тот, кто сильнее.
— Несовершенство системы наказания приводит к отсутствию веры в справедливость, тогда люди начинают жить «по закону джунглей»,
а это приводит к расслоению общества по уровню ответственности, — отмечает эксперт.
Но в то же время, по его наблюдениям, в Казахстане сегодня происходит более эффективная борьба с коррупцией и произволом по сравнению с остальными странами СНГ.
— Борьба идет, но результатов пока недостаточно. Видимо, нужно ее усиливать. Мы не должны видеть таких проявлений, как «усеновщина» и взяточничество, когда за взятку в один миллион и раскаяние преступник может выйти на свободу. Но начинать борьбу надо в первую очередь с высоких слоев, — заключает Айсаутов.