Темпы восстановления экономики Казахстана оказались выше, чем предполагал Национальный банк республики. Дабы поддержать тенденцию, регулятор снизил базовую ставку, заодно пересмотрев прогноз по росту производства и инфляции. Он стал более положительным, однако и факторов, способных замедлить рост, также хватает.
По данным Комитета по статистике, в первом квартале 2017 года объем промышленного производства в Казахстане превысил отметку в 5,3 трлн тенге, что на 5,8% выше показателей за аналогичный период 2016 года. Рост отмечен во всех основных категориях: горнодобывающая промышленность за год выросла на 5,6%, обрабатывающая – на 6,5%, электроснабжение и смежные отрасли – на 3,9%.
Одновременно с этим улучшились и показатели сельского хозяйства: рост производства по итогам первого квартала составил 2,9%. Увеличился грузооборот, вырос объем инвестиций в основной капитал, задолженность организаций и предприятий снижается…
Все это говорит о том, что казахстанская экономика выходит из кризиса. Причем делает это быстрее, чем ожидалось. В сообщении Нацбанка от 7 июня 2017 года говорится о том, что «ожидалась более плавная динамика роста внутреннего спроса в 2017 году».
В результате регулятор пересмотрел свои прогнозы. Вместо ранее ожидаемого роста экономики на 2,2% по итогам 2017 года Нацбанком представлен новый индикатор – 2,8%. В 2018 году темпы роста будут еще выше – 3,6%. При этом предпосылки для роста остаются неизменными: «Ожидается рост внутреннего потребления на фоне повышения реальных заработных плат, роста инвестиций в основной капитал, роста объемов добычи и производства минеральных ресурсов».
О грядущем пересмотре оценки экономического роста можно было судить по очередному изменению базовой ставки (в общем случае, чем лучше чувствует себя экономика, тем она ниже). 5 июня Нацбанк принял ожидаемое в общем-то решение о ее снижении с 11 до 10,5% с коридором +-1%. В теории это должно привести к снижению процентных ставок по кредитам, что в свою очередь подстегнет развитие бизнеса.
Это уже второе снижение в 2017 году (в феврале ее снизили с 12 до 11%), и не исключено, что не последнее. По словам Председателя Национального Банка РК Данияра Акишева, «важным ориентиром для Национального Банка становится базовая ставка в реальном выражении, т. е. номинальная ставка за минусом таргетируемого уровня инфляции. Ее планируется удерживать не выше 4%, т. е. на уровне, сопоставимом с долгосрочными потенциальными темпами экономического роста». То есть для того, чтобы базовая ставка продолжала снижаться, инфляция не должна превышать 6,5%.
За первые 5 месяцев инфляция в Казахстане составила 3,3%. В летние месяцы цены как правило растут не сильно за счет дешевеющих фруктов и овощей, однако осенью будет рост. Но по сообщениям Нацбанка, ситуация находится в норме: резких скачков не планируется, а в более дальней перспективе так и вовсе прогнозируется снижение. «Согласно прогнозам, годовая инфляция в Казахстане в течение 2017 года будет находиться в целевом коридоре 6-8%, а в 2018 году начнет плавное вхождение в целевой коридор 5-7%», — говорится в сообщении Нацбанка.
Тенге vs доллар: побеждает евро!
Помочь в сохранении уровня инфляции на приемлемом уровне должна не только государственная политика, но и мировые тенденции. «Шок предложения на определенные виды продовольствия, в частности овощи и мясо, наблюдаемый на протяжении последних нескольких месяцев, частично компенсируется снижением третий месяц подряд индекса мировых цен на продовольствие, не вызывая существенных изменений в продовольственной инфляции».
К концу года, по прогнозам Нацбанка, цены вырастут, однако на общую картину это не повлияет.
Однако все эти прогнозы сбудутся только в одном случае: если экономика Казахстана будет и дальше расти, что в свою очередь напрямую зависит от стабильности национальной валюты. А этот фактор во многом зависит от мировых тенденций. В первую очередь речь идет о ценах на главный экспортный товар Казахстана – нефть.
«В случае реализации сценария 40 долларов США за баррель увеличивается риск того, что годовая инфляция превысит целевой коридор в 2017 году», — говорится в сообщении. О том, насколько эта перспектива реальна, судить трудно: рынок нефти находится в довольно нестабильном состоянии (о чем говорит, например, резкое падение на сырье в начале мая: стоимость барреля Brent тогда за несколько дней упала с 51 до 46 долларов). Однако факторов, удерживающих цену выше уровня в 50 долларов (такая цена заложена в базовом сценарии Нацбанка) пока больше: тут и договоренность ОПЕК о заморозке уровня добычи, и повышение Саудовской Аравией цен для своих покупателей, и разрастающийся дипломатический кризис на Ближнем Востоке, способный привести к изоляции такого крупного игрока как Катар.
Нацбанк усвоил «азербайджанский» урок, пересмотрев тактику инвестирования денег ЕНПФ
Еще один фактор – это давление импорта. «Рост импорта потребительских и инвестиционных товаров в результате расширения внутреннего спроса будет выступать сдерживающим фактором роста ВВП. В 2018 году реальный ВВП будет находиться немного выше своего потенциального значения, усиливая тем самым инфляционное давление в экономике», — говорится в сообщении Нацбанка.
Существуют и другие риски вроде увеличения цен предприятиями-производителями, занятых в обрабатывающей промышленности, или снижение предложения на продовольственном рынке, что приведет к росту цен на продукты питания. Однако в целом шоковых потрясений в этих направлениях ждать не стоит, а значит вероятность того, что прогнозы Нацбанка сбудутся, довольно высока.