Свист пуль, грохот взрывов, рокот двигателей бронетехники — весь этот милитаристский коктейль удел не только военнослужащих.
Речь идет о военных корреспондентах — хрестоматийных представителях свода героических профессий, зачастую остающихся за кадром сухих новостных сводок. А ведь именно военкоры рассказывают общественности о войне — с ее ужасами, болью, смертями, продолжающейся несмотря ни на что жизнью и всем остальным, о чем людям вне «горячих точек» даже и думать не хочется. Можно небезосновательно предположить, что
войны в сознании публики не существует до тех пор, пока о ней не сделает репортаж смельчак в каске с надписью «Пресса»
Работа военных корреспондентов сопряжена с огромным риском — в конфликтах по всему миру регулярно гибнут опытные профессионалы. Дать журналистам базовые навыки поведения в условиях военных действий — вот основная задача, которую преследует Министерство обороны, проводя очередной масштабный семинар «Военный дискурс».
Мероприятие прошло в учебно-тренировочном центре Спасск, расположенном близ Караганды. Центр — весьма скромное название, так как Спасск — это целый город с огромным полигоном, полноценной военной и гражданской инфраструктурой и всем необходимым для обучения бойцов отрядов специального значения. Кстати, обучение журналистов в ходе семинара взяли на себя профессиональные инструкторы-спецназовцы, прекрасно владеющие теорией и практикой проведения разведывательно-диверсионных операций.
Занятия начались с основы основ — экскурса в дело оказания первой медпомощи в боевых условиях.
Постепенно теория перешла в практику — обмундированных в бронежилеты и каски журналистов в кузове армейского «КамАЗа» доставили на полигон. Здесь было громко: два десятка взрывов тротиловых шашек в буквальном смысле сотрясли землю.
Впрочем, вся «жесть» была впереди: бок о бок с бойцами спецназа журналисты верхом на «броне» оказались в деревне, условно занятой террористами. В поселке разыгрался нешуточный бой со стрекотом автоматных очередей, дымовыми завесами и перевязкой раненого бойца.
Устроили спецназовцы и небольшую «проверку на вшивость»: под предлогом оказания помощи раненому они предлагали журналистам взять в руки оружие, чего представители СМИ делать категорически не имеют права. В итоге — расклад 50 на 50: кто-то из коллег твердо отказался от автомата, кто-то, напротив, не удержался от соблазна и дал несколько очередей в сторону противника. Холостыми патронами, к счастью.
Дальше — больше. Следующая часть семинара была посвящена работе журналистов в условиях уличных массовых беспорядков. По сценарию, в рукопашной сошлись фанаты «Кайрата» и «Астаны», после драки объединившиеся против сотрудников силовых структур. Получилось реалистично: в воздухе вместо камней летали весьма увесистые клубни картошки (некоторым журналистам «прилетело»), а водомет, решивший исход битвы, не делал исключений и облил струями воды зазевавшихся операторов.
Если читатель подумает, что представителям СМИ в промежутках между этими насыщенными днями давали спокойно спать, он будет совершенно не прав. Спать не давали совсем: две ночи подряд бойцы спецназа устраивали «маски-шоу», выдергивая спящих журналистов из кроватей почти в «костюмах Адама». Одна из таких «веселых» ночей — на видео пресс-службы Министерства обороны.
Завершился семинар встречей с главой оборонного ведомства республики Сакеном Жасузаковым. В беседе с журналистами министр совместил и официоз, и откровенный разговор по душам: так, генерал-полковник признался, что благодаря внукам, с которыми он проводит воскресные дни, Жасузаков изучил имена всех персонажей детских мультфильмов.
Финальный аккорд — выставка стрелкового оружия и другого уникального оборудования, стоящего на вооружении отечественных спецподразделений.
Хочется надеяться, что казахстанским журналистам не придется применять полученные знания на практике — по крайней мере, в нашей стране или ближайшем зарубежье. Однако если коллегам по долгу пера и камеры будет суждено оказаться в Сирии или Афганистане, их шансы на выживание в условиях военного конфликта будут значительно выше благодаря усилиям и профессионализму инструкторов спецназа — настоящих мастеров своего дела.