Но развитие отдельных видов туризма никто не отменял, и в этом направлении нужно работать. Однако для получения желаемых показателей потребуется больше лет, чем ожидают в правительстве.
Первый вице-премьер РК Аскар Мамин заявил, что к 2025 году доля туризма к ВВП страны будет равняться 8%. Хотя в настоящее время она составляет всего 1%. В правительстве хотят увеличить число иностранных туристов в Астане до 1 млн в год, а по республике — до 2 млн в год.
По словам Рашиды Шайкеновой, президента Казахстанской Ассоциации гостиниц и ресторанов (КАГиР), достичь желаемых показателей Казахстану вполне реально.
— Я думаю, это нормально, когда люди ставят перед собой и перед страной амбициозные задачи и двигаются в сторону их решения. Государство сейчас сделало ряд очень серьезных шагов для того, чтобы эту задачу выполнить. Это:
Эти шаги и заложенные в них механизмы позволяют нам говорить о том, что ожидаемая доля туризма к ВВП реальна для нас, — считает она.
По словам Шайкеновой, сегодня в головах у многих людей сложился стереотип, что туризм — это пляжный отдых. Однако
в Казахстане нет пляжного туризма в общепринятом смысле
— Мы не являемся страной пляжного туризма, но у нас есть собственный продукт. Это:
Почему мы не можем сегодня говорить об экстремальных видах туризма? Почему мы забываем об автотуризме? Люди по всему миру сегодня путешествуют на трейлерах. Во всех этих туристических направлениях Казахстан сегодня может развиваться, — уверена она.
И все же, как отмечает Шайкенова, некоторые представители власти не до конца понимают значение развития туризма в стране. В частности это касается сноса исторических зданий в Алматы, построенных в 19-20 веках.
— Сносят старый облик Алматы, а он был бы интересен туристам. К сожалению, иногда чьи-то интересы превышают необходимость сохранения исторических объектов,
— отмечает Шайкенова.
Она убеждена, что в Казахстане должны вводиться меры государственной поддержки развития туризма, и в первую очередь через разумное законодательство.
— А у нас плохое законодательство в сфере туризма. Например, нашим операторам не разрешают работать с физическими лицами. Есть понятие оптовой и розничной торговли. И я считаю, у предпринимателя должно быть право выбора — работать с физическими или юридическими лицами. Таких несовершенств в законе очень много. Еще пример — непродуманный механизм работы фонда «Туристiк Камкор». В его обязанности входит вывозить туристов из-за границы, в случаях если авиакомпания или турагентство не могут выполнить свои обязательства. И механизм в данном направлении продуман плохо.
Сегодня мы не ожидаем манны небесной от государства, нам нужна хотя бы ясная, понятная и дающая возможность развиваться туристическому бизнесу законодательная база,
— уверяет Рашида Шайкенова.
В любом случае, по ее словам, Казахстан никогда не станет страной массового туризма, он способен развить лишь определенные его сегменты.
С ней солидарен и Виктор Ямбаев, президент Алматинской ассоциации предпринимателей. По его словам, основная проблема в этой сфере в Казахстане — отсутствие культуры принятия туристов — для этого надо вести работу с населением.
— Смотрят на приезжего туриста, как на добычу — сколько скандалов уже было с иностранцами, прилетевшими на «ЭКСПО»
и севшими в такси. Позиция рвачества, отсутствие совести, воспитания. Не зря президент говорил, что в столице нужно повышать лоск, чтобы люди были похожи на столичных жителей, в частности по поведенческим мотивациям. Но это кропотливая ежедневная работа, прежде всего по улучшению жизни и комфорта внутри страны. А уже параллельно с этим надо подогревать интерес, повышать узнаваемость Казахстана на внешней арене, — говорит он.
Как отмечает Ямбаев, сегодня в должной мере не обеспечена безопасность туристов. Хотя он не отрицает, что для многих туристически развитых стран также характерна эта проблема. Казахстану, по мнению Ямбаева,
сейчас нужно определить, на какую категорию туристов ориентироваться, то есть сформировать целевую аудиторию
и под нее развивать туристические направления.
Это, в первую очередь:
— У нас привыкли все валить в одну кучу — тут и эко-, и этно-, и горнолыжный туризм, и туристическая охота.
Многие скажут, что для страны идеально развитие именно горнолыжного туризма. Но горных мест, куда можно съездить, в мире очень много,
начиная от Эвереста и заканчивая Альпами, где создана вся необходимая инфраструктура. Туристов в Казахстан нужно заманивать. А чем? Варварской охотой? Для этого есть Африка. У нас же животных осталось мало — всех уже поубивали. Причем наши «миллионеры с навозной кучи», как только дорвались до власти, сразу принялись охотиться. Вертолетов сколько попадало на этих охотах. В итоге практически уничтожили на своей земле все, что дышит. А потом едут за границу — в Швецию, Швейцарию и там подкармливают уток. Ну не лучше ли было у себя на родине этих уточек подкармливать? — возмущается эксперт.
По его словам, в туризме сегодня государство «хватается» за все подряд, ровно как и в экономике.
— Тяжелая индустрия, зеленые технологии и энергетика — в основной сфере энергетики ведь у нас все уже сделано. Теперь осталось развивать только зеленую, — иронизирует Ямбаев.
По словам Ямбаева, государство хоть и может сегодня вложить средства в новые туристические проекты, но часть их обязательно будет украдена, а за реализацией проекта следить никто не будет.
Между тем, министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы на заседании правительства презентовал Концепцию развития туристской отрасли до 2023 года. В ней предусмотрено создание компании «Казахтуризм» по развитию туристического потенциала страны и продвижению имиджа государства за рубежом. На компанию будут возложены следующие функции:
К цивилизованным туристам Казахстан не готов — разочарованные иностранцы
Эту идею Виктор Ямбаев считает заведомо безуспешной.
— Создание государством любой структуры, которая бы являлась конкурентной частному бизнесу, приведет либо к развалу этой структуры (ее попросту разворуют), либо эта структура угробит реальный сектор экономики. Тем более
экономика у нас рыночная и попытка создать сектор параллельной экономики на бюджетные деньги ни к чему хорошему не приведет,
— считает эксперт.
Для развития туризма, по мнению Ямбаева, деньги государство должно выделять в первую очередь на маркетинговые исследования и развитие транспортной инфраструктуры.
Показателен в этом плане опыт Таиланда: с 2011 по 2014 годы государство там выделило порядка 200 млн долларов на маркетинг и строительство 200 км шоссе и развязок.
— Нам тоже надо популяризовать, брендировать нашу страну — никакой частной туристической компании это не под силу.
Строить хорошие дороги надо, а не создавать какие-то туристические госкорпорации!
А если какая-то государственная компания или орган берут на себя какие-то обязательства, они должны показать конкретный результат использования этих бюджетных средств. Иначе это будет новой лазейкой для коррупционных схем, — уверен Ямбаев.
В целом, он считает, что добиться результата 8%-й доли туризма к ВВП Казахстану не удастся.
— На моем веку подобные разговоры ведутся постоянно, но в итоге меняются только команды, а цифры не увеличиваются, — заключает он.