Чтобы хоть как-то изменить ситуацию к лучшему, Казахстану необходимо открыть рынки и создать здоровую конкуренцию.
По итогам апреля, годовые показатели инфляции в РК заметно уступали Азербайджану, где потребительские цены подскочили на 14,6%, Украине (12,2%) и Таджикистану (8,1%). В то же время у соседей по ЕАЭС показатели инфляции ниже, чем в РК: в Кыргызстане — 3,8%, в России — 4,1%, в Белоруссии — 6,3%, в Армении — 1,2%.
Для сравнения: самый высокий показатель инфляции в ЕС — в странах Прибалтики: всего 3,6% у Эстонии, 3,5% — у Литвы и 3% — у Латвии. В среднем, по Еврозоне инфляция держится на уровне 1,9%, по ЕС — 2%.
По наблюдениям экономиста Алмаса Чукина, в первую очередь избежать инфляции удалось тем странам в СНГ, которые раньше ввели плавающий валютный курс.
— Взять, к примеру, Кыргызстан. У них намного более слабая экономика, чем у Казахстана. Но у них всю жизнь был свободный обменный курс
— он определялся рынком. И хотя начинали мы с ними примерно одинаково, но у них сейчас один доллар равен 68 сомам, а у нас он стоит 310-320 тенге. Тенге почти в пять раз улетел дальше, чем сом. Это результат ошибок: мы слишком долго держали искусственный курс и пытались им манипулировать. В результате всех этих ошибок только за последние десять лет тенге упал почти в три раза — со 120 до 320, — отмечает он.
Аналогичная ситуация произошла в Азербайджане, где также в 2015 году случилась девальвация, после чего инфляция начала набирать обороты. Многие эксперты считают, что в значительной степени это стало следствием пассивной экономической политики в том же 2015 году, когда даже после двукратной девальвации нацвалюты правительство все еще рассчитывало на рост мировых цен на нефть.
Алмас Чукин отмечает, инфляция бывает двух видов — инфляция спроса и инфляция предложения. Для Казахстана в текущий момент характерен второй вариант.
— Инфляция спроса — это когда у потребителя слишком много денег, все хотят всё купить сразу и цены растут. У нас такая ситуация была в 2006-2007 годах, когда банки кредитовали направо и налево и взять деньги не было проблемой, так как их было полно. Сейчас же спроса инфляции у нас нет, потому что и банки не дают кредитов, и государство стало ответственно относиться ко всему. Хотя подобного рода инфляции сейчас нет нигде в странах СНГ, — отмечает экономист.
Что касается инфляции предложения, она, как он отмечает, связана с неэффективностью экономики.
— Экономика производит мало и дорого. Условно говоря, если в производстве какой-то крупы существуют всего два производителя, то нет и хорошей конкуренции. А стало быть и снабжение может хромать, и цены эти производители могут ставить, какие им заблагорассудится. В итоге это негативно отражается на потребительской активности и на всем остальном, — рассуждает экономист.
Инфляция предложения, по его словам, наблюдается как в Казахстане, так и в Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане. В противовес им Чукин приводит в пример экономику США, в которой есть постоянное равновесие спроса и предложения за счет открытых границ.
— Там если бананы подорожали, это не значит, что пошел необратимый процесс. Тут же на рынок зайдет какая-нибудь Ангола со своими бананами.
Казахстан же не отличается мощной экономикой, у нас относительно закрытые границы в ЕАЭС от других стран, да и географически мы далеко находимся
Поэтому в нашей стране процессы на рынке происходят очень медленно и не очень эффективно. Единственный способ изменить ситуацию к лучшему — сделать свободной экономику. А для этого нужно открывать рынки, стимулировать собственных производителей — нужна здоровая конкуренция, — уверен экономист.
Чукин утверждает, что в России, в отличии от Казахстана, рынок свободнее и мощнее, поэтому и уровень инфляции ниже. Ее снижение, по сравнению с 2016 годом, в Казахстане Чукин обуславливает с цикличностью этого процесса.
— Ну не может инфляция происходить бесконечно. Тем более выскочить на 16% — это уже много. Цены и так подскочили, куда им дальше подскакивать? Да и по факту,
цены то после снижения инфляции не опустились: у нас если они поднялись, то редко опускаются.
Если сравнивать инфляцию в разных странах в 2017 году с инфляцией предыдущего года, можно убедиться, что в некоторых странах СНГ, а именно в Кыргызстане, Армении, а также в некоторых странах Европы в 2016 году наблюдалась отрицательная инфляция. По словам Алмаса Чукина, это не является благоприятным фактором для экономики.
— Отрицательная инфляция — это болезнь другого плана и с ней уже сложнее бороться. При ней происходит затоваривание рынка, отсутствие спроса при избытке предложения. Продавцы при этом не могут продать старые запасы товара и вынуждены снижать цены. Проще говоря, это застой.