Максат Усенов не в первый раз может стать «живой причиной» для ужесточения законов после устроенного им во время полета беспредела. Пока же по закону РК ему грозит штраф.
Дебош, произошедший на борту самолета, летящего в Бангкок, вновь заставил заговорить о Максате Усенове, который в 2013 году сбил шесть человек. Один из пострадавших тогда скончался, но виновнику ДТП удалось примириться с его семьей, а также возместить ущерб остальным пострадавшим. Последовавшее наказание в виде трехлетнего лишения прав Усенов проигнорировал, снова совершив ДТП в конце 2014 года, в результате которого пострадала женщина-водитель.
На этот раз сын экс-главы департамента строительства АО НК «Астана ЭКСПО-2017» взбудоражил общественность своим непотребным поведением во время полета. Как рассказал очевидец произошедшего, общественный деятель Павел Коктышев на своей странице Facebook, на протяжении полета Усенов вел себя весьма вызывающе.
Попытки задирать соседей чередовались с требованиями разрешения покурить. За это мажор даже предлагал заплатить 200 долларов.
Помимо этого, дебошир отказывался пристегиваться и поднимать спинку кресла.
Как выяснилось, по прилету Максат Усенов был задержан местной полицией, а затем отпущен после получения заверений в том, что будет соблюдать порядок и требования экипажа, вьетнамская авиакомпания разрешила ему подняться на борт. В итоге Максат Усенов благополучно продолжил свой путь, вылетев из Бангкока в Хошимин.
Между тем, юрист Бахтияр Галимжанов считает, что свое наказание Максат Усенов все-таки получит.
— Во-первых, начнем с того, что
Усенов не был отпущен за дебош: экипаж авиакомпании «Air Astana» в соответствии со своими внутренними правилами передал пассажира полицейским Таиланда
по прилету в аэропорт Бангкока. Во-вторых, решение о непривлечении Усенова к ответственности принимала полиция аэропорта Бангкока, которая не стала привлекать его к ответственности только после того, как одна из вьетнамских авиакомпаний согласилась принять его на борт и после получения заверений гражданина Усенова соблюдать порядок и требования экипажа. В-третьих, считаю, ничто не мешает полиции и прокуратуре Казахстана принять меры к привлечению Усенова к административной ответственности в настоящее время. Усенов совершил дебош на судне, которое приписано к порту Республики Казахстан, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 3 кодекса РК «Об административных правонарушениях» он может быть привлечен к административной ответственности по законодательству нашей страны, — отмечает Галимжанов.
Ситуация с дебошем Усенова вновь заставила заговорить об ужесточении наказания за нарушения спокойствия на борту и введении черных списков для авиапассажиров. Такие списки официально введены многими мировыми авиакомпаниями. Согласно черному списку авиакомпания имеет полное право в отказе дебоширу в полете. Однако единые нормы пока отсутствуют и авиакомпании в разных странах применяют разное наказание в отношении «провинившихся» пассажиров.
По мнению Галимжанова, в Казахстане на законодательном уровне также следует ужесточать наказание за дебош в самолетах. На сегодняшний день, по его словам, согласно 5 части статьи 564 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»,
«Создание лицами, находящимися на воздушном судне в качестве пассажиров, ситуации, угрожающей безопасности полета, влечет штраф на физических лиц в размере двухсот месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до пятнадцати суток».
— Кроме того, нельзя забывать о том, что пассажир, находясь в самолете, может совершить как административное правонарушение, так и уголовное. К примеру, мелкое хулиганство, наказание за которое может быть предусмотрено по статье 434 кодекса РК «Об административных правонарушениях», статье 293 Уголовного кодекса РК «Хулиганство», статье 131 Уголовного кодекса РК «Оскорбление». Но
ужесточение ответственности я считаю необходимой мерой.
Ведь в общественном транспорте, а особенно в самолете, необходимо, чтобы все пассажиры вели себя согласно правилам безопасности их перевозки. Иначе из-за одного неадекватного дебошира могут погибнуть сотни невинных людей. Такое нельзя допускать, поощрять или прощать. И только под угрозой уголовного наказания такие злостные нарушители закона как Усенов могут остановиться, — убежден юрист.
Менеджер по корпоративным коммуникациям компании Air Astana Тлек Абдрахимов в свою очередь отмечает, что Вопрос о включении Усенова в список особого контроля деструктивных пассажиров будет рассматриваться в ближайшее время на собрании под председательством президента авиакомпании. Он утверждает, что в список особого контроля, или «серый» список, вносятся пассажиры, чье поведение подпадает под 2-й уровень деструктивного поведения и выше, согласно классификации ИКАО .
— К примеру, если пассажир вел себя непристойно или грубо, применил физическую силу по отношению к сотрудникам авиакомпании или другим пассажирам, если угрожал физической расправой или нанесением телесных повреждений, — уточняет Абдрахимов.
По его словам, данные меры авиакомпания применяет с целью пресечения повторных правонарушений.
При регистрации на рейс пассажиру из данного списка вручается письмо-предупреждение о том, что в случае повторного деструктивного поведения авиакомпания оставляет за собой право отказать ему в перевозке.
Таким пассажирам отказано в онлайн-регистрации. Эта мера действует в течение определенного количества совершаемых ими перелетов. На сегодня, по его данным, в таком списке числится 21 человек.
— Среди других мер воздействия – отказ экипажем или менеджером на регистрации пассажиру в перевозке и вызов полиции. В случае серьезной угрозы безопасности полета командир вправе произвести незапланированную посадку в ближайшем аэропорту для снятия пассажира с рейса. Все расходы в связи с вынужденной посадкой оплачивает виновный пассажир, в противном случае авиакомпания может взыскать сумму ущерба в судебном порядке.
Абдрахимов отмечает, что
в 2016 году в Air Astana было зафиксировано 347 случаев деструктивного поведения авиапассажиров , а в 2017 — 139.
Бахтияр Галимжанов считает, что в создании черных списков нет необходимости.
— Для чего их создавать? Мы не должны забывать, что у каждого человека и гражданина есть такие конституционные права, как право на свободу передвижения и право на равенство всех перед законом и судом. С другой стороны, никто не мешает авиакомпаниям предусмотреть в своих внутренних правилах огромные суммы штрафов, которые будут существенно «бить по карманам» такого рода пассажиров, — считает эксперт.
Адвокат Джохар Утебеков также считает, что отказывать в перевозке пассажирам авиакомпания в любом случае не имеет права.
— Тем достаточно купить билет, пройти досмотр, не быть в стельку пьяным и не начать буянить еще до взлета, — подмечает Утебеков.
Кроме того, перевозчик не может нарушать право потребителя на свободный выбор услуги.
— Все это могло быть преодолено законом об использовании воздушного пространства. Но он черных списков не предусматривает. Так что
в Казахстане авиакомпании не могут не продать кому-то билет на самолет или самовольно не пустить его на борт!
— отмечает адвокат.
В связи с этим, по его словам, необходимо вмешательство государства в закон.
— Мне бы не хотелось волюнтаризма авиаперевозчиков. Не продать билет они могут по надуманному основанию. Отстаивать потом права потребителя в нашей стране — дело неблагодарное, — говорит Утебеков.
Он подчеркивает, что
благодаря «невероятной наглости» и «беспринципности», Усенову сегодня удается ломать систему, невольно способствуя внесению изменений в законы.
— Три года назад «благодаря» ему наконец-то отменили освобождение от уголовной ответственности за примирением при смерти. Если теперь тоже последуют какие-то решения законодателя по черным спискам, они не должны быть популистскими. Подобные нормы должны:
— уверяет Джохар Утебеков.
В США нарушителям такого рода предусмотрена весьма суровое наказание — штрафы в размере от 10 до 25 тыс. долларов. А
за попытку вмешательства в работу экипажа пассажира могут осудить на срок до 20 лет.
Японские авиаперевозчики более лояльны: штраф за дебош в самолете составляет у них 4800 долларов. А разбуянившийся пассажир в Австралии может быть усмирен ударом электрошокера: бортпроводники могут применять это устройство на законном основании.
В России до недавнего времени дебоши на борту квалифицировались как хулиганство, за которое предусматривался штраф до пяти тысяч рублей или административный арест до 15 суток. Однако были случаи, когда буяна лишали свободы. Среди таковых — дебош саратовского бизнесмена Сергея Кабалова, случившийся в 2013 году на рейсе в Хургаду авиакомпании «Когалымавиа».
Мужчина не только оскорблял бортпроводника, но и угрожал угнать самолет. Нарушителя спокойствия приговорили к заключению на 3,5 года с выплатой штрафа 400 тыс. рублей.
Совсем недавно, 3 апреля 2017 года, в России все-таки был принят федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Уголовный кодекс России пополнили новой статьей 267-1 «Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств», которая гласит:
— Совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств, наказывается штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.