Курс российского рубля падает. Казахстанцы приготовились к такому же обвалу и отечественной валюты.
Согласно данным Московской биржи, 22 июня 2017 доллар США стоит 60,15 рубля, а евро — 66,97 рубля. При этом курс европейской валюты в ходе торгов поднимался до 67,015 руб., но потом опустился на указанные границы.
Тенге крепко привязан к валюте северного соседа, логично предположить, что его тоже ожидает непростая судьба. Особенно с учетом того, что и цена нефти снизилась до минимума с ноября 2016 года.
Сам Нацбанк делает ставку на доллар
Экономист Вячеслав Додонов утверждает, что в списке факторов курса тенге львиная доля приходится на нефтяные цены. Все остальное уже несущественно. Хотя в этом «списке несущественного» курс российского рубля стоит все-таки на первом месте. И «потенциал снижения» он еще не исчерпал.
— Довольно долгая
устойчивость рубля некоторыми экономистами квалифицировалась вообще как аномальная
По этому поводу сложилось мнение, что большую роль в столь высоком курсе сыграл так называемый «Carry trade». Впрочем, председатель Центробанка России Эльвира Набиуллина его опровергала, — говорит Вячеслав Додонов.
Carry trade — это одна из стратегий действий инвесторов на фондовом и валютном рынке. Термин не имеет общепринятого перевода на русский язык. В ее основе использование инвесторами различных процентных ставок в разных странах относительно средств в их национальных валютах. То есть берется кредит в стране, где низкие процентные ставки (естественно, в национальной валюте), затем средства конвертируются и вкладываются там, где процентные ставки высокие или местные инструменты предоставляют возможность высокой доходности. Стратегия считается довольно рискованной.
Курс рубля, дефицит и инфляция бьют по ценам на продукты в Казахстане
— Иностранные инвесторы «заходили» в различные российские долговые бумаги в расчете на высокую доходность и дальнейшее укрепление рубля. Именно
этот фактор многими экспертами, в том числе и российскими, рассматривался чуть ли не как основной в чрезмерном укреплении рубля, даже несмотря на снижение нефтяных цен,
— говорит Додонов.
Экономист предполагает (а конкретно что-то утверждать в этой ситуации вообще невозможно), что операции закончены и «инвесторы, получив свое, начали выходить, соответственно ускорив движение рубля». Этому же способствовало и недавнее снижение ставки Центробанка России. Ко всем перечисленным факторам присоединилось и значительное удешевление нефти (с 54 долларов в мае 2017-го до нынешних 44 долларов — почти 20%).
— То, что в этих условиях рубль долгое время стоял как влитой на 57-58, было временным явлением и не могло долго продолжаться. Думаю, что для снижения есть еще определенный потенциал,
курс рубля может дойти до 62-63 за доллар,
— считает Додонов.
При этом, акцентирует внимание экономист,
Казахстан еще больше зависит от мировых цен на нефть, нежели северный сосед
И наш валютный рынок реагирует на то же самое падение нефтяных цен, но поскольку доля нефти в экспорте у нас выше, то и отреагировать он может сильнее.
https://365info.kz/2017/06/neft-po-45-dollar-po-345-tenge-rynku-grozit-novyj-obval/
— В последние несколько месяцев курс тенге стал еще более завязан на российский рубль. Не знаю, с чем это связано, возможно, с какими-то субъективными факторами, но ситуация такова, — уточняет Додонов. — Поскольку рубль начал активное снижение, и тенге ускорил темп. Чему поспособствовали и удешевление нефти в течение последних 3-4 торговых сессий.
По его словам, чтобы прогнозировать курс тенге, сначала нужно спрогнозировать стоимость нефти.
— Думаю, что ниже 44 долларов цены не упадут и даже будут немного повыше. Ранее несколько месяцев торги шли в коридоре 50-55. Предполагаю, что теперь эта отметка будет 44-50 — тоже несколько месяцев. Соответственно, не думаю, что тенге будет ниже 330. А по мере того как нефть будет корректироваться от 44 к верхней планке, то и у тенге произойдет небольшое укрепление.
Полагаю, что коридор будет в районе 315-300,
— заявил Вячеслав Додонов.
Экономист отмечает, что все как фундаментальные, так и субъективные факторы влияют на курс не напрямую, а опосредовано через поведение участников рынка.
Нацбанку пора бы объясниться по «перегреву» валютного рынка
— Грубо говоря,
курс валюты «скачет» не от того, что нефть упала, а от того, что участники считают: раз нефть упала, будет падать и валюта — и начинают соответственно себя вести
Курс формируется через преломление их психологии и действий на валютном рынке. Снизившаяся цена не приведет в тот же день к сокращению валютных поступлений в государство. Но участники рынка считают, что именно так и произойдет, и реагируют молниеносно. Мне трудно судить об их мотивации, какую роль играет нефть, какую рубль, а какую домыслы и слухи. Но фундаментальный фактор следующий: наш платежный баланс и в конечном итоге курс валюты на 90% сейчас определяют именно цены на нефть, — резюмирует экономист.