Нур-Султан
Сейчас
9
Завтра
7
USD
431
-2.56
EUR
516
-0.24
RUB
5.69
+0.07

Золото Казахстана: Роза Рымбаева, Группа «Арай», «А-СТУДИО»

4135

Роза Рымбаева

— Вопреки сложившемуся мнению, меня не обнаружили вдруг как ред­кий самородок, как часто о себе читала в прессе. Я с детства зани­малась музыкой, обучалась игре на кобызе в Семипалатинске. Потом солировала в детском хоре Дворца пионеров, а уже студенткой музучилища выступала в конкурсах. Так что в Семее меня уже хорошо зна­ли. В 1975 году я приехала в Алма-Ату на республиканский конкурс «С песней в боевом строю», где мы выступали с оркестром Гурья­нова и великолепным составом му­зыкантов. Среди них был и Тахир Ибрагимов. Тогда я выиграла этот конкурс и еще не знала, что в пер­вых зрительских рядах сидит мой будущий супруг Таскын Окапов. Он преподавал в консерватории и его назначили главным дирижером ансамбля. В «Гульдере» тогда был полный творческий развал. И Таскын заявил министру культуры, что возьмется за ансамбль с усло­вием, что поменяет солистов, не­которых музыкантов и пригласит студентку из Семипалатинска, меня то есть. Мы начали рабо­тать в один день с Сембеком Жумагалиевым, прекрасным певцом и музыкантом. Потом пришла Нагима Ескалиева, другие солисты. Жизнь показала правоту Таскына, ансамбль стал очень популярным. Он сделал новую программу, обно­вил репертуар, в общем «Гульдер» стал выглядеть достойно.

— А через некоторое время

мы сыграли с Таскыном свадьбу, на которой гулял весь «Гульдер»

Так что вполне справедливо будет, если скажу, что все началось с «Гульдера» — и моя новая творческая жизнь, и се­мья, и большая сцена. В том же 1976 году была моя первая побе­да в Риге на Всесоюзном конкурсе исполнителей (II место). И в 1977 году подряд — I место на конкур­се «С песней по жизни» в Москве, Гран-при на «Золотом Орфее» и главный приз знаменитого тогда в Европе «Сопота». Это был, без­условно, триумф казахской эстра­ды и казахской популярной музыки. Это была заслуга не только и не столько моя — это был результат коллективного творчества — ком­позитора Сейдоллы Байтерекова, руководителя, аранжировщика и дирижера Таскына Окапова, а также целой команды музыкантов-исполнителей. Уже позже были «Бумеранг» с бра­тьями Ибрагимовыми, «Арай» с Байгали Серкебаевым.

Музыкальная антология Алма-Аты: История «Бумеранга» — первопроходцев джаза в Казахстане

— В общем, мне в жизни очень повезло, я игра­ла с лучшими профессионалами в истории казахской популярной му­зыки. Все они так или иначе повли­яли на развитие моего музыкаль­ного вкуса. Я им очень благодарна. Но в становлении как певи­цы, в развитии моей личности как музыканта огромную роль сыграл Талгат Сарыбаев. Я перед ним преклоняюсь, ни один мой концерт не проходит без его песен. Это по­трясающий композитор и человек. А в конкурсных песнях непревзой­денным мастером был Сейдолла Байтереков. После него все ком­позиторы стали работать в этом направлении. Эти люди и есть история нашей популярной музыки.

Вы же понимаете, что

20 лет назад на сцене не было случайных людей. Потому что мы играли ис­ключительно живьем

и на настоя­щих инструментах — со струнами и клавишами. Сегодня любой желающий может записать песню на компьютере даже без музыкантов, подправить звук, убрать фальшь, добавить голосу громкость и выходить на сцену. Я не ворчу, я обеими руками за технический про­гресс, но я против непрофессио­нализма и оболванивания людей. Почему зрители должны платить за «фанерный» концерт, если пе­вец, не напрягаясь, открывает рот под фонограмму? Это обман и элементарное неуважение к лю­дям. Профессионал такого себе не позволит. Разве можно выиграть творческое состязание под фоно­грамму? Это же нонсенс. Поэтому, как бы старомодно это ни звучало, но 30 лет назад на сцену могли попасть только настоящие лидеры, профессионалы с хорошей обра­зовательной базой или сильными подготовленными голосами. Как иначе выдержать нагрузки по три концерта в день, по 2-3 часа под живой оркестр или рок-команду?

Сейчас, увы, нет того кайфа, ко­торый мы испытывали на каждом концерте от общения с местными музыкантами. Куда бы ни закинула нас гастрольная судьба, мы ча­сто музицировали после концерта. Если музыкант профессионал, он поймет с полуслова и будет играть с вами на одной музыкальной вол­не. Однажды в Павлодаре в Доме культуры «Трактор» мы джемовали до утра. Не передать словами эту атмосферу — один музыкант сменяет другого и импровизирует на ходу. Это и есть живая музыка. Сейчас таких коллективов мало, и они в цене. Когда звук живой — сразу слышно, кто и на что способен.

Материал подготовлен при  участии Гаухар Керимовой

Группа «Арай»

Группа «Арай» сформировалась в середине восьмидесятых, затем трансформировалась в группу «А-Студио». Они были на голову выше всех попсовых групп того времени в Алма-Ате. Гитарист Булат Сыздыков, саксофонист и вокалист Батырхан Шукенов, басист Владимир Миклошич (до него некоторое время в группе играл совершенно драйвовый басист Женя Борисов, которого многие знают как «Жопергуль» или «Борж». Бас-гитара у него звучала так, что позавидовал бы сам Стенли Кларк), а также их бессменный руководитель — клавишник и композитор Байгали Серкебаев. Организаторами и вдохновителями создания группы были Тахир Ибраги­мов — легендарный барабанщик (когда Тахир покинул коллектив, на его место пришел Сагнай Абдуллин), а также композитор и аранжировщик Таскын Окапов. Это была попытка соединить талант Розы Рымбаевой с талантом высококлассных исполнителей.

Груп­па, бесспорно, доминировала в то время на официальной казахстанской сцене. Прекрасные песни, бесподоб­ный голос Розы, фирменная японская аппаратура, купленная республикой за валюту, сделали их настоящими звездами не только в КазССР, но и во всем Союзе. Они тоже, как и «Досы», стали лауреатами конкурса артистов советской эстрады и начали гастро­лировать не только по Союзу, но и по странам Варшавского договора. Роза Рымбаева ко всему прочему победила на конкурсе социалистической песни в Болгарии. А это было уже серьезно для того закрытого социали­стического мира, почти как нынешний американский «Грэмми».

https://www.youtube.com/watch?v=FhiesmE4crA&feature=youtu.be

«А-СТУДИО»

Сначала группа работала под назва­нием «Арай» как сопровождающий состав Розы Рымбаевой. В 1983 году ансамбль стал лауреатом 8-го Всесо­юзного конкурса артистов советской эстрады. Первым барабанщиком кол­лектива был легендарный Тахир Ибра­гимов (ушёл из жизни), затем некоторое время играл Сагнай Абдуллин, там же работали один из лучших гитаристов города Сергей Ал­мазов (сегодня живет в США) и компо­зитор, вокалист Наджиб Вильданов («Жетыген»). Со временем музыканты переросли рамки подыгрывающего состава и дальше пошли самостоятельно. Поменяв несколько раз название — «Алма-Ата», «Алма-Ата-Студио», они наконец стали той самой знаме­нитой «А-Студио».

Путь на большую, тогда еще советскую, эстраду про­ложила им сама Алла Пугачева, ко­торая, услышав их знаменитый хит «Джулия», пригласила в свой театр. В 1990 году «А-Студио» выступила на традиционных «Рождественских вечерах с Аллой Пугачевой» и сразу стала знаменита на весь СССР. После чего группа становится неизменным участником всяких шоу на советском, а потом и российском ТВ. Команда с успехом гастролирует по всему СНГ и миру, записывает несколько успешных альбомов, видеоклипов, снимается в различных фильмах.

Оригинальный состав «А-Студио»:

  • Байгали Серкебаев — клавишные, во­кал,
  • Владимир Миклошич — бас-гитара,
  • Батырхан Шукенов — вокал, саксофон (покинул состав в 2000 году),
  • Булат Сыздыков — гитара, вокал (в 1989 году создал сольный проект «Мюзикола»).

Пришедший на место Булата Сыздыкова Баглан Садвакасов трагически погиб в автомобильной катастрофе в Москве. Сегодня вокалисткой группы является Кэти Топурия, а на гитаре некоторое играл Макс Дусумов из Узбекистана, который позже создал международный проект — трио «Impact Fuze», в составе которого московский басист, парижский барабанщик и ташкентский гитарист. Они выступали в Алма-Ате и сразу сделались любимцами искушенных алма-атинских ценителей fusion, funk и jazz-rock.

© «365 Info», 2014–2021 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter