Если предельно кратко описать достижения казахстанской эстрады, нужно назвать всего три имени. О каждом из которых мы расскажем подробно.
Народная артистка РК, лауреат всесоюзных и международных конкурсов, экс-солистка Эстрадного оркестра радио и телевидения, государственного ансамбля «Гульдер», Казахской государственной филармонии и государственного объединения «Казахконцерт».
— Вопреки сложившемуся мнению, меня не обнаружили вдруг как редкий самородок, как часто о себе читала в прессе. Я с детства занималась музыкой, обучалась игре на кобызе в Семипалатинске. Потом солировала в детском хоре Дворца пионеров, а уже студенткой музучилища выступала в конкурсах. Так что в Семее меня уже хорошо знали. В 1975 году я приехала в Алма-Ату на республиканский конкурс «С песней в боевом строю», где мы выступали с оркестром Гурьянова и великолепным составом музыкантов. Среди них был и Тахир Ибрагимов. Тогда я выиграла этот конкурс и еще не знала, что в первых зрительских рядах сидит мой будущий супруг Таскын Окапов. Он преподавал в консерватории и его назначили главным дирижером ансамбля. В «Гульдере» тогда был полный творческий развал. И Таскын заявил министру культуры, что возьмется за ансамбль с условием, что поменяет солистов, некоторых музыкантов и пригласит студентку из Семипалатинска, меня то есть. Мы начали работать в один день с Сембеком Жумагалиевым, прекрасным певцом и музыкантом. Потом пришла Нагима Ескалиева, другие солисты. Жизнь показала правоту Таскына, ансамбль стал очень популярным. Он сделал новую программу, обновил репертуар, в общем «Гульдер» стал выглядеть достойно.
— А через некоторое время
мы сыграли с Таскыном свадьбу, на которой гулял весь «Гульдер»
Так что вполне справедливо будет, если скажу, что все началось с «Гульдера» — и моя новая творческая жизнь, и семья, и большая сцена. В том же 1976 году была моя первая победа в Риге на Всесоюзном конкурсе исполнителей (II место). И в 1977 году подряд — I место на конкурсе «С песней по жизни» в Москве, Гран-при на «Золотом Орфее» и главный приз знаменитого тогда в Европе «Сопота». Это был, безусловно, триумф казахской эстрады и казахской популярной музыки. Это была заслуга не только и не столько моя — это был результат коллективного творчества — композитора Сейдоллы Байтерекова, руководителя, аранжировщика и дирижера Таскына Окапова, а также целой команды музыкантов-исполнителей. Уже позже были «Бумеранг» с братьями Ибрагимовыми, «Арай» с Байгали Серкебаевым.
Музыкальная антология Алма-Аты: История «Бумеранга» — первопроходцев джаза в Казахстане
— В общем, мне в жизни очень повезло, я играла с лучшими профессионалами в истории казахской популярной музыки. Все они так или иначе повлияли на развитие моего музыкального вкуса. Я им очень благодарна. Но в становлении как певицы, в развитии моей личности как музыканта огромную роль сыграл Талгат Сарыбаев. Я перед ним преклоняюсь, ни один мой концерт не проходит без его песен. Это потрясающий композитор и человек. А в конкурсных песнях непревзойденным мастером был Сейдолла Байтереков. После него все композиторы стали работать в этом направлении. Эти люди и есть история нашей популярной музыки.
Вы же понимаете, что
20 лет назад на сцене не было случайных людей. Потому что мы играли исключительно живьем
и на настоящих инструментах — со струнами и клавишами. Сегодня любой желающий может записать песню на компьютере даже без музыкантов, подправить звук, убрать фальшь, добавить голосу громкость и выходить на сцену. Я не ворчу, я обеими руками за технический прогресс, но я против непрофессионализма и оболванивания людей. Почему зрители должны платить за «фанерный» концерт, если певец, не напрягаясь, открывает рот под фонограмму? Это обман и элементарное неуважение к людям. Профессионал такого себе не позволит. Разве можно выиграть творческое состязание под фонограмму? Это же нонсенс. Поэтому, как бы старомодно это ни звучало, но 30 лет назад на сцену могли попасть только настоящие лидеры, профессионалы с хорошей образовательной базой или сильными подготовленными голосами. Как иначе выдержать нагрузки по три концерта в день, по 2-3 часа под живой оркестр или рок-команду?
Сейчас, увы, нет того кайфа, который мы испытывали на каждом концерте от общения с местными музыкантами. Куда бы ни закинула нас гастрольная судьба, мы часто музицировали после концерта. Если музыкант профессионал, он поймет с полуслова и будет играть с вами на одной музыкальной волне. Однажды в Павлодаре в Доме культуры «Трактор» мы джемовали до утра. Не передать словами эту атмосферу — один музыкант сменяет другого и импровизирует на ходу. Это и есть живая музыка. Сейчас таких коллективов мало, и они в цене. Когда звук живой — сразу слышно, кто и на что способен.
Материал подготовлен при участии Гаухар Керимовой
Группа «Арай» сформировалась в середине восьмидесятых, затем трансформировалась в группу «А-Студио». Они были на голову выше всех попсовых групп того времени в Алма-Ате. Гитарист Булат Сыздыков, саксофонист и вокалист Батырхан Шукенов, басист Владимир Миклошич (до него некоторое время в группе играл совершенно драйвовый басист Женя Борисов, которого многие знают как «Жопергуль» или «Борж». Бас-гитара у него звучала так, что позавидовал бы сам Стенли Кларк), а также их бессменный руководитель — клавишник и композитор Байгали Серкебаев. Организаторами и вдохновителями создания группы были Тахир Ибрагимов — легендарный барабанщик (когда Тахир покинул коллектив, на его место пришел Сагнай Абдуллин), а также композитор и аранжировщик Таскын Окапов. Это была попытка соединить талант Розы Рымбаевой с талантом высококлассных исполнителей.
Группа, бесспорно, доминировала в то время на официальной казахстанской сцене. Прекрасные песни, бесподобный голос Розы, фирменная японская аппаратура, купленная республикой за валюту, сделали их настоящими звездами не только в КазССР, но и во всем Союзе. Они тоже, как и «Досы», стали лауреатами конкурса артистов советской эстрады и начали гастролировать не только по Союзу, но и по странам Варшавского договора. Роза Рымбаева ко всему прочему победила на конкурсе социалистической песни в Болгарии. А это было уже серьезно для того закрытого социалистического мира, почти как нынешний американский «Грэмми».
https://www.youtube.com/watch?v=FhiesmE4crA&feature=youtu.be
Сначала группа работала под названием «Арай» как сопровождающий состав Розы Рымбаевой. В 1983 году ансамбль стал лауреатом 8-го Всесоюзного конкурса артистов советской эстрады. Первым барабанщиком коллектива был легендарный Тахир Ибрагимов (ушёл из жизни), затем некоторое время играл Сагнай Абдуллин, там же работали один из лучших гитаристов города Сергей Алмазов (сегодня живет в США) и композитор, вокалист Наджиб Вильданов («Жетыген»). Со временем музыканты переросли рамки подыгрывающего состава и дальше пошли самостоятельно. Поменяв несколько раз название — «Алма-Ата», «Алма-Ата-Студио», они наконец стали той самой знаменитой «А-Студио».
Путь на большую, тогда еще советскую, эстраду проложила им сама Алла Пугачева, которая, услышав их знаменитый хит «Джулия», пригласила в свой театр. В 1990 году «А-Студио» выступила на традиционных «Рождественских вечерах с Аллой Пугачевой» и сразу стала знаменита на весь СССР. После чего группа становится неизменным участником всяких шоу на советском, а потом и российском ТВ. Команда с успехом гастролирует по всему СНГ и миру, записывает несколько успешных альбомов, видеоклипов, снимается в различных фильмах.
Оригинальный состав «А-Студио»:
Пришедший на место Булата Сыздыкова Баглан Садвакасов трагически погиб в автомобильной катастрофе в Москве. Сегодня вокалисткой группы является Кэти Топурия, а на гитаре некоторое играл Макс Дусумов из Узбекистана, который позже создал международный проект — трио «Impact Fuze», в составе которого московский басист, парижский барабанщик и ташкентский гитарист. Они выступали в Алма-Ате и сразу сделались любимцами искушенных алма-атинских ценителей fusion, funk и jazz-rock.
https://youtu.be/78KyqFJDkB0