Из-за перипетий российско-украинских политических отношений Крым фактически перестал быть морскими воротами России в средиземноморский регион.
Это следует из статьи независимого журналиста Александра Аликина на eurasianet.org.
После присоединения Крыма к России на полуостров практически перестали ходить суда из-за границы. А товары из материковой части России возят в Крым в основном через ближайший к ней порт Керчи, оставляя остальные крымские морские гавани без работы. Порты терпят убытки, и власти РФ хотят вложить в их модернизацию 6,3 млрд рублей в попытке вывести часть из упадка за счет наращивания пассажирских перевозок.
Признает ли Трамп Крым русским? – The Diplomat
Убыток госпредприятия «Крымские морские порты», куда входят порты Керчи, Феодосии, Ялты и Евпатории, в 2015 году вырос почти в 18 раз по сравнению с 2014 годом — с 13,8 до 248 млн рублей, следует из официальной бухгалтерской отчетности предприятия. Данные за 2016 год не опубликованы, однако по сообщениям СМИ и собственных источников EurasiaNet.org,
порты продолжают нести убытки. В минусе оказался и порт Севастополя
Как следует из документов, имеющихся в распоряжении EurasiaNet.org, убыток порта Ялты в 2016 году составил 155,9 млн рублей. Главная причина – превышение расходов (219,7 млн) над доходами (63,8 млн). Деньги уходят в основном на зарплаты работникам (53%), налоги и отчисления в государственные фонды (37%). Скудный заработок порта обеспечивают небольшие объемы перевалки товаров, в основном стройматериалов, а также перевозка туристов, портовые сборы, прием и обслуживание частных судов и сдача в аренду недвижимости.
По словам источника EurasiaNet.org, в убыток работает также порт Евпатории, который до аннексии был главным по объемам перевалки грузов. Дело в том, что он ближе всех крымских портов расположен к материковой части Украины, поэтому в него Турция в больших объемах возила грузы Ro-Ro – фуры с товарами народного потребления, фруктами, овощами, стройматериалами. Затем товары из порта везли в остальную часть Украины, а также в Беларусь и Россию.
Ожидание судов в очереди на заход в порт достигало 5-6 часов. Однако после 2014 года порт Евпатории оказался на отшибе как самый дальний от России.
Из-за политической ситуации в 2016 году в порт зашло единственное иностранное судно – из Турции,
с 2,5 тыс. тонн сухих строительных смесей. В период с января по апрель 2017 года судов из-за границы в порту не было.
Сейчас Евпаторийский порт выживает в основном за счет непрофильного вида деятельности – перевалки песка в удаленном районе на озере Донузлав (в 27 км от Евпатории).
Убыток порта Севастополя, согласно его официальной отчетности, в 2016 году составил 39,2 млн рублей (годом ранее – 115,6 млн, в 2014 году – 24,6 млн).
Блокада Крыма глазами казахстанца
Данных по портам Феодосии и Керчи нет. Следует отметить, что порт Керчи на сегодняшний день самый крупный по объемам перевалки, которые, в отличие от остальных портов Крыма, измеряются в миллионах тонн. Через него в Крым попадает основная масса товаров из России, в том числе бензин и дизельное топливо. Поэтому если в Крыму и есть хоть один неубыточный порт, им может быть Керченский.
«Сейчас в крымские порты практически перестали ходить иностранные суда, тем более суда из Украины,
которые раньше ходили в большом количестве. В связи с этим грузооборот упал, выручка тоже. Это основная причина убытков», –
считает источник EurasiaNet.org, знакомый с ситуацией.
По его словам, некоторые порты Крыма ведут переписку с турецкими партнерами на предмет возобновления импорта товаров.
«Они [партнеры] прямо не отказываются и вроде как даже согласны, однако до конкретных дел не доходят
Это тянется уже давно», –
сказал он. По данным EurasiaNet.org, также делаются попытки наладить экспорт. Например, порт Ялты хочет начать экспорт металлолома в Турцию в объемах около 2 тыс. тонн в квартал, но пока эти планы только на бумаге.
Опасения иностранных судовладельцев понятны. В декабре 2016 года пограничники Украины задержали судно Sky Moon (флаг Танзании), которое везло из Крыма 3 тыс. тонн технической соды. В марте 2017 года Малиновский районный суд Одессы постановил конфисковать судно, а товар изъять в пользу государства как контрабанду, перемещенную вне украинского таможенного контроля, сообщала Военная прокуратура Южного региона Украины. Капитан судна, гражданин Молдавии, будет привлечен к уголовной ответственности.
Несмотря на сложную политическую обстановку, с июня 2014 по июнь 2016 гг. в Крым все же иногда заходили иностранные суда. Согласно результатам расследования журналистов OCCRP (проекта по расследованию коррупции и организованной преступности), в этот период в крымские порты зашли «24 судна под флагами стран Евросоюза, 43 судна, зарегистрированные в ЕС, и 22 судна, чьи собственники находятся в ЕС».
Цифр по другим странам в расследовании нет. Некоторые суда перед заходом в Крым отключали международную систему слежения за судоходством (как, например, судно General под флагом Палау), другие вешали российский флаг на подходе к Крыму (к примеру, судно Palmali из Турции).
«Забыть о Крыме, отдать Донбасс» предлагает политолог США
Как следует из программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя, чтобы попытаться вывести крымские порты из убыточного состояния, власти России намерены вложить в них 6,3 млрд рублей до 2020 года. В связи с упадком импортного грузопотока некоторые порты намерены развиваться в направлении пассажирских перевозок.
Таковыми являются, например, порты Ялты и Евпатории. Реконструкция причалов Ялтинского порта, по планам его руководителей, может увеличить пассажирооборот с 47,1 тыс в 2016 году до 300 тыс человек к 2020 году. Этому будет способствовать запланированный на 2017 год запуск паромного сообщения между Ялтой и городом Сочи, расположенном в материковой части России.
Обновление причалов Евпаторийского порта, по планам его сотрудников, может увеличить пассажиропоток с 18,5 тыс. в 2016 году до 50 тыс. человек в год к 2020 году. Но большая часть этих планов пока остается только на бумаге.