Из-за отсутствия четко прописанного механизма имплементации критериев, определяющих устойчивость государств-членов Евразийского экономического союза, они в итоге могут столкнуться с долговым кризисом, подобным греческому.
К такому выводу приходят авторы доклада «Евразийская экономическая интеграция — 2017». Они также констатируют, что
нарушителями этих критериев по итогам 2016 года стали все страны ЕАЭС!
Учитывая, что доклад подготовлен аналитиками межгосударственного Евразийского банка развития к Санкт-Петербургскому международному экономическому форуму, который пройдет на следующей неделе, можно предположить обсуждение на нем этой неприятной темы, в том числе и на самом высоком политическом уровне.
Напомним, что Договором о ЕАЭС определены основные макроэкономические критерии, определяющие устойчивость экономического развития членов этого интеграционного образования. Их три:
Проблема заключается в том, что в Договоре не прописан механизм исполнения этих ясных критериев наряду с санкциями в отношении их нарушителей. Как отмечают авторы доклада,
с аналогичной проблемой столкнулись в свое время страны еврозоны,
в которой также предусматриваются критерии устойчивости суверенного внешнего долга и бюджетного дефицита. Однако на практике из-за отсутствия строгой фискальной политики и бесконтрольного роста государственных расходов у ряда членов еврозоны долг начал расти, что повлекло пересмотр рисковых премий, снижение суверенных рейтингов, а потом и долговые кризисы.
В докладе констатируется, что в течение последних трех лет ситуация с соблюдением критериев устойчивости ЕАЭС была неудовлетворительной. В 2016 году все члены ЕАЭС нарушили те или иные критерии устойчивости экономического развития, предусмотренные Договором. Как видно из данных таблицы, по уровню годовой инфляции нарушителями оказались Беларусь, Казахстан и Россия, по отношению бюджетного дефицита сектора госуправления к ВВП – Армения, Кыргызстан и Россия, долга этого сектора к ВВП – Армения и Кыргызстан.
Любопытно, что в нарушителях по инфляции оказалась даже Россия, где этот показатель в последнее время устойчиво снижался, приблизившись в 2017 году к желанной отметке в 4% годовых. Произошел этот парадокс по той простой причине, что в 2015 году к ЕАЭС присоединилась Армения с дефляцией, то есть снижением цен, и отсчет пошел от этой новой отрицательной планки. В итоге все другие члены ЕАЭС тогда оказались нарушителями данного критерия. В 2016 году этой участи сумел избежать лишь Кыргызстан, где также сложилась дефляция.
Для выхода из создавшейся ситуации авторы доклада предлагают две меры. Во-первых, четко прописать в Договоре о ЕАЭС механизм «мягкого понуждения» стран-членов к соответствию их макроэкономической политики установленным критериям. А во-вторых, можно пересмотреть и сами критерии, к примеру, установив планку по инфляции не по наименьшему показателю, а по среднему, как в Европейском союзе.