Журналист Уейд Смит, анализируя экономическую обстановку в порте Актау, главной проблемой в развитии потенциального центра торговли называет 15 км железных дорог, принадлежащих монополисту.
Наряду с известной специальной экономической зоной (СЭЗ) «Хоргос — Восточные ворота» в Казахстане существуют и некие “западные ворота”. На берегу Каспийского моря расположен Актау. Подражая своему двойнику Хоргосу, Актау сейчас превращается в центр торговли между евразийскими странами.
Изначально главной индустрией “секретного” советского города была добыча урана, но сегодня Актау известен как центр казахстанской нефтедобычи. По мере того, как Казахстан развивает экономику с целью диверсификации и снижения зависимости от экспорта сырья, Актау постепенно берет на себя роль центра торговли между Китаем, Россией, Ираном и Азербайджаном, Турцией и Европой. Актау занимает ключевое место на “Новом Великом Шелковом Пути” и может существенно влиять на торговлю в этом регионе.
“Железнодорожное сообщение между Хоргосом и Актау позволяет отправлять грузы через Каспийское море и Кавказ в Европу, а также через Иран в регион Персидского залива. Если уже проработанные маршруты Нового Шелкового Пути проходят через Россию, то дорога через Актау идет в обход северного геополитического гиганта. Таким образом,
Актау позволяет транспортным компаниям не беспокоиться по поводу российских санкций на многие продукты питания Евросоюза
Действующие ограничения мешают Европе по-максимуму пользоваться новой сетью железнодорожного транспорта, пересекающей евразийские страны. В этой ситуации Актау предоставляет новые возможности перевозки товаров, это привлекает всё больше и больше внимания к главному порту Казахстана.
“3 года тому назад многие считали железнодорожную связь между Европой и Китаем невозможной,” сказал Мартин Вотманн, имеющий 12-летний стаж в отделе казахстанской логистики DP World. “В России насмехаются над идеей о перевозке товаров через Актау — мол, это слишком дорого и неэффективно. Но мы уже увидели первый поезд. Надеюсь, что в этом году перевозки товара по этому маршруту станут более регулярными”.
Из Актау в основном экспортируют нефть, нефтепродукты, рулонную сталь и пшеницу. Большая доля этих товаров уходит в Иран и Турцию.
Сегодня груз перевозится через Каспийское море на пароме. Да-да, этот процесс не настолько архаичен, как вам кажется. Огромный паром прибывает в порт, вагоны привязывают к палубе цепями. Когда они приплывают на другой берег, составы развязывают и отправляют в путь. Сегодня существует очень мало таких паромов, предназначенных для перевозки поездов через водоёмы. И это неслучайно. В 21 веке есть более эффективные способы перевозки груза.
Вотманн прилагает много усилий для того, чтобы осовременить порт Актау и подготовить его к так называемой контейнеризации. Почему контейнеризация так важна для Актау? По словам Вотманна, суть в количестве перевозок в сутки. Контейнеризация, или грузоперевозки с использованием стандартных контейнеров, это быстрый и эффективный процесс, который принесет огромную пользу Актау.
“Если у вас есть контейнеры, вы можете отправлять груз в любую точку земли. Нефтепроводы и торговые пути кардинальным образом изменили обстановку в регионе.
Если нам удастся больше пользоваться контейнерами, то цены на импортные продукты из Ирана и Дубая значительно упадут
В перспективе мы смогли бы начать торговать с Пакистаном, Индией и восточной Африкой. Одним словом, это откроет для нас много новых возможностей для торговли с другими странами».
Критики порта Актау считают, что перевозить груз через Каспийское море слишком дорого, нежели через другие надземные пути между Китаем и Европой. Контейнеризация смогла бы решить эту задачу.
Как и в Хоргосе, в Актау существует СЭЗ, где инвесторы могут вести производственные и складские работы, будучи освобожденными от налога на прибыль, земельного налога, налога на добавленную стоимость, таможенных пошлин и арендной платы. Однако СЭЗ в Актау еще формируется — инвестиций мало.
К сожалению, кое-что еще мешает Актау стать международным центром транспорта и торговли. А именно — 15 километров рельсов, прилегающих к порту, которыми владеет компания «Каскор-Транссервис». Она якобы занимает монопольное положение и начисляет зверские пошлины на ввоз и вывоз товаров из порта. Таким образом, Актау находится в экономической мертвой хватке “Каскор-Транссервиса”.
Комментируя эту ситуацию, Вотманн говорит:
“Когда американские компании приедут сюда, они будут в шоке: “Что это за компания?! Что они здесь делают вообще? Всё это непрозрачно. Всё. До свидания”.
Несмотря на то что другие фрагменты Нового Шелкового Пути бурно развиваются, количество грузоперевозок через Актау постепенно уменьшается. Все меньше и меньше танкеров отправляют через Актау — спрос на казахстанскую нефть падает. Работа танкеров продолжается в основном за счет одного клиента в Иране, который покупает в большом количестве рулонную сталь.
Тем не менее, идет расширение северной части порта Актау. Работы по новым причалам и центру переработки пшеницы скоро завершатся. По предварительным данным, это должно удвоить грузовместимость порта от 10 и почти до 20 млн метрических тонн в год. Восточные ворота Хоргоса и западные ворота Актау формируют два развивающихся центра транспорта и торговли с обеих сторон Казахстана. Вместе они способствуют росту торговли по всей Евразии».
Источник: Forbes