Нанесенный американцами массированный удар ракетами «Томагавк» по сирийской военной базе демонстрирует не только изменение политики США в Сирии. Речь идет о том, что новый президент Дональд Трамп, возможно, методом проб и ошибок нащупал главный вектор своей политики на ближайшие четыре года.
Похоже, что после серии неудач Трамп и его команда вполне осознали, что кавалерийской атакой невозможно изменить курс, по которому плывет большой американский корабль.
Холодным душем для горячего нового президента стали запреты судов на реализацию его указов
по ограничению въезда в страну мигрантов из ряда мусульманских стран. Кроме того, ему пришлось фактически признать поражение в вопросе об отмене введенного при президенте Бараке Обаме нового закона о медицинском страховании. Вообще, управлять такой страной как США оказалось очень непросто, слишком много деталей, нюансов, интересов надо учитывать. А еще Трамп и его команда никак не могут избавиться от так называемого «российского следа», им все время приходится оправдываться.
По сути перед Трампом стоял выбор. С одной стороны, он может продолжать идти против американского истеблишмента, включающего суды, конгресс, общественные организации, масс-медиа, профессиональных чиновников из государственного департамента и крупного бизнеса, связанного с внешней торговлей. С другой стороны, он может всех их возглавить.
У Трампа есть одно важное качество – он решителен и всегда готов к кавалерийской атаке. Но
как он успел убедиться, любая атака внутри США, как в болоте вязнет в согласованиях, бюрократии, системе интересов
Но есть направление, где решительность может быть более востребована. Это внешняя политика. Здесь Трамп может проявить себя как более сильный президент, чем всегда критикуемый им Обама, и может быть даже взять реванш за неудачи во внутренней политике. Здесь как раз нужен кавалерист, способный повести в кавалерийскую атаку за все хорошее против всего плохого.
Тем более, что в истории США уже был прецедент, когда бывший актер, республиканец Рональд Рейган был максимально решителен и принимал весьма жесткие решения. В связи с этим он выглядел более выигрышно по сравнению со своим предшественником, демократом Джимми Картером, которого считали слабым и нерешительным.
Так что Трампу есть с кого брать пример. Да и в целом, хорошо известен тезис, что если ты не можешь справиться с чем-то или кем-то, лучше всего организовать это и возглавить. Совершенная 7 апреля атака на военную базу сирийской армии — это кавалерийская атака, которая демонстрирует старого, хорошо знакомого всем Трампа в новой для него стихии. Это не с мексиканскими мигрантами бороться, это борьба со злом, в роли которого сегодня режим Башара Асада.
Поводом для удара по сирийским военным стала атака с применением химического оружия зарин в провинции Идлиб, в которой погибли мирные жители. Атака была произведена с воздуха, а в воздухе, кроме авиации различных сил иностранных государств, воюющих с Исламским государством, среди которых Турция, Россия, США, могут быть только военные самолеты армии Сирии.
Хотя представители России говорили, что химическое оружие могло быть на земле у повстанцев, например, удар с воздуха мог быть нанесен по складу, где был зарин. Они отмечали, что Сирия под контролем ООН уже ликвидировала все свои запасы химического оружия. Понятно, что восстановить полную картину произошедшего трудно, как почти невозможно представить 100% доказательства. Но в последнее время с доказательствами тех или иных происшествий вообще все достаточно плохо. Потом, доказательства для одних вовсе не являются доказательствами для других.
Важно другое. В аналогичной ситуации в 2013 году президент Обама не стал применять военную силу против армии Асада, хотя США и их союзники утверждали, что сирийские войска применили химическое оружие под Дамаском и в Алеппо. Тогда Обама при посредничестве России согласился на сделку, согласно которой Сирия под международным контролем избавилась от химического оружия.
В то время как Трамп долго не раздумывал и приказал нанести удар по сирийской военной базе. Его представители заявили, что решение было принято после тщательного анализа всех рисков. При этом американские военные утверждали, что проинформировали Россию о планируемом ударе. Если такое и произошло, то наверняка только в последний момент, потому что американцы могли подозревать, что россияне предупредят сирийцев. А может быть, напротив, все было очень демонстративно, и Москву предупредили заранее. Трампу надо было продемонстрировать свою решительность и возможности. И тогда ему неважно, какой именно эффект будет от бомбардировки. Только США могут позволить себе такую демонстрацию стоимостью почти в 60 «томагавков».
Нанеся этот удар, Трамп убивает сразу нескольких зайцев. Он показывает свою решительность, которая произведет впечатление на его правоконсервативных избирателей. Он уходит от неудач во внутренней политике. Он демонстрирует, что беспочвенны все подозрения в пророссийской политике его и его команды. Он ставит Россию и Иран, которые поддерживают правительство Асада, в очень сложное положение. Теперь уже им надо принимать трудные решения относительно Сирии.
Так что вполне возможно, Трамп все-таки нашел себя. Правда, главный вопрос у всего остального мира по-прежнему остается актуальным: новая политика Трампа, хорошо это или плохо? Хотя все зависит от точки зрения и того угла, под которым смотришь на происходящее.