Трамп пришёл к власти с грандиозными планами сделать США “снова великими”. Но удастся ли скандальному политику воплотить свои идеи в реальность? Все не так просто, как казалось бы: американская политическая система ни одному политику не позволяет править так, как взбредет ему на ум.
Недаром США состоят из множества штатов. Страна была изначально союзом суверенных государств — и сегодняшние штаты до сих пор пользуются значительной долей автономии в областях экономики и даже прав человека (в штате может быть предусмотрено больше прав, чем перечислено в федеральной Конституции). И для того, чтобы федеральный законопроект был реализован по всей стране, необходимо сотрудничать и согласовывать документ с властями всех штатов.
Стоит всего лишь посмотреть на список штатов, которые не поддерживали консервативного кандидата на президентских выборах, чтобы убедиться в том, что страна далеко не единогласно принимает исполнительные приказы Трампа. Среди штатов-либералов оказались наиболее густонаселенные и экономически важные, в том числе Калифорния и Нью-Йорк. Только в последнее время Калифорния инициировала программу “штат-приют”, при которой
калифорнийские полицейские и законодатели отказываются содействовать федеральным агентствам в задержании и депортации нелегальных иммигрантов
Напоминаем, Калифорния находится на границе с Мексикой (главный источник “нелегалов”). По сути, она ставит палки в колеса Трампу.
Конечно, не факт, что Калифорния и другие противники политики Трампа смогут отстоять свою позицию на протяжении 4 лет властвования президента. Но и бороться с ними сложно и недешево. Казалось бы, самый простой способ — прекратить для таких штатов и городов федеральное финансирование, но это усложняется решением Верховного суда США. Федеральные гранты и субсидии для штатов могут быть прекращены только в том случае, если нарушено ясно выраженное условие в тексте гранта. Но поскольку в существующем варианте грантов нет требования выдворять нелегалов, следовательно нужно обращаться к Конгрессу с просьбой изменить грант. А это непросто. И как видим, в столице для Трампа тоже не малина…
Известно, что даже во время предвыборной кампании Трамп боролся с жёсткой конкуренцией и отсутствием поддержки со стороны других кандидатов, это привело к возникновению некой “гражданской войны” внутри партии. Даже став президентом США, Трамп всё ещё сталкивается с конфликтами и разногласиями. Отнюдь не все республиканцы поддерживают его непредсказуемую политику и решения и продолжают бросать камни, а порой и булыжники, в огород нынешнего президента. Стоит отметить, что во время выборов спикер Палаты представителей Конгресса Пол Райан никогда не выражал свое одобрение Трампу-кандидату, хотя сейчас пытается найти с ним общий язык.
В основе противоречий внутри партии лежат серьезные идеологические разногласия между серединой партии и “крайне правыми” силами. Раскол в рядах республиканцев существовал и до прихода Трампа, и попытки его преодолеть пока не увенчались успехом. Законопроект о новой системе медицинского страхования, который должен был заменить программу “Обамакер”, провалился в Конгрессе из-за нехватки республиканских голосов. Это удивительная развязка событий — ведь последние 7 лет республиканская партия именно к этой цели и стремилась.
Приказ Трампа о запрете въезда в США для граждан нескольких мусульманских стран оказался полной неожиданностью для депутатов Конгресса. Вместо того чтобы согласовать текст с республиканскими лидерами в законодательном органе — как принято — советники Трампа не сообщили руководству республиканской партии о намерении и избегали критики или советов. Такой подход лишь усугубил и без того уже напряженные отношения внутри самой партии и наверное не скоро забудется в обсуждениях будущих законопроектов президента в Конгрессе. Здесь левая рука точно не знает, что делает правая.
Имидж чистоты, который Трамп принёс в первые дни своего президентства, уже запачкан очередными случаями кумовства, особенно по отношению к дочери президента Иванке. Несмотря на династии Бушей и Кеннеди, практика непотизма в американской политике — и особенно откровенные проявления коррупции — жестко критикуется обществом. Поэтому недавнее объявление Белого дома о том, что первая дочь Иванка Трамп и ее муж Джаред Кушнер получили, хотя и на бесплатной основе, официальные звания ассистента и советника президента, потрясло публику. Также по Капитолию ходят слухи, что “огорчение” и “скорбь” Иванки после применения химического оружия в Сирии (как и отец, Иванка выразила все это в Twitter) убедили ее отца бомбардировать сирийскую базу. Так это или нет, но
влияние неофициального лица президентской семьи не может не показаться обидным американской публике,
особенно после обещания кандидата Трампа, что его дочь не будет играть в политике никакой роли.
Главное оружие Трампа во время президентской кампании — яркие и спорные высказывания о политике, также губят его авторитет дома. В этом мешают другие республиканские политики и сторонники Трампа: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Разгорелся очередной скандал, касающийся аппарата Трампа, когда генеральный прокурор США Джефф Сешнс подготовил официальное выступление. В нем он назвал нелегальных иммигрантов “гнидами” (после скандала это выражение было удалено).
Далее Сешнс умудрился хвалить Гитлера, ошибочно утверждая, что Гитлер в отличие от Башара Асада по крайней мере не “испольовал химическое оружие против своих жертв”
Такие комментарии, показывающие уровень отстранения аппарата президента от норм американской политики, вряд ли привлекут на сторону Трампа депутатов или штатных политиков, желающих угодить своему электорату.
Обещая свергнуть прежний политический строй в Вашингтоне, Трамп, естественно, изначально представлял на мировой арене элемент непредсказуемости.
Но такая
непредсказуемость является не столько намеренной, сколько результатом неготовности нового аппарата Белого дома сформулировать внешнюю политику
Может быть здесь сыграл роль и временной фактор: потребовалось относительно много времени для того, чтобы Трампу удалось согласовать состав Кабинета советников и лидеров главных федеральных агентств, в том числе Государственного департамента. Но как и с Конгрессом, Трамп с трудом сотрудничает со своими советниками и многие ключевые места в Государственном департаменте еще остаются пустыми. И это, как заявил Майкл Антон, руководитель коммуникации Федерального совета безопасности, оставляет работу над выработкой целостной и четкой внешней политики недоделанной. По его словам, сегодня идёт период адаптации и обучения новой администрации, с акцентом на ознакомление с мировыми лидерами.
Однако даже на стартовом этапе Трамп успел насторожить союзников своей привычкой говорить без шпаргалки (то есть без плана) и недоступностью государственного департамента для дипломатов, кроме встреч на самом высоком уровне. Кажется сомнительным, что без поддержки международного сообщества Трамп сможет реализовать планы межгосударственного характера. Например, в Сирии.
Пора развеять общепринятое заблуждение, что у Трампа есть все полномочия делать все, что ему заблагорассудится. Американская политическая действительность намного сложнее, чем исполнительные приказы и их реализация. В США существует проверенная и эффективная система сдержек и противовесов, которая не допускает усиления одной ветви власти. Для того чтобы какой-нибудь законопроект воплотился в реальность, ему нужно пройти очень долгий процесс проверок и одобрений. Как минимум требуется несколько месяцев, чтобы судебное дело о том или ином законопроекте дошло до Верховного суда США. Если на пути к осуществлению законопроект или предложенные меры столкнутся с несогласием, часто весь процесс приходится начинать заново.
Эта особенность рано или поздно притормозит гонку реформ Трампа
Федеральные суды уже отрицали право президента на некоторые полномочия в сфере национальной безопасности в части запрета на въезд иммигрантов из 7 мусульманских стран. Запрет заморозили, хотя есть возможность, что процесс апелляции еще дойдет до Верховного суда.
В итоге
Трамп предполагает, а американский политический строй располагает
Чтобы стать эффективным лидером, господину Трампу нужно не только общаться с гражданами США, но и завоёвывать поддержку политиков как дома, так и за границей. Еще рано судить о будущем президентства Трампа, но безусловно все не будет так, как заявляют в Белом доме или даже в Twitter-е. Давайте надеяться на плодотворные отношения между Америкой и остальным миром.