Национал-патриотические идеи обрели популярность у части казахстанского общества. Однако возможно ли на нынешнем этапе создание в республике политической партии такого толка?
И если да, то каковы перспективы такой партии? На эти и другие вопросы по проблеме национал-патриотизма в Казахстане ответили известные представители экспертного сообщества на портале ia-centr.ru.
Султанбек Султангалиев, политолог:
— Являясь непримиримым оппонентом современного национал-патриотического движения в Казахстане, тем не менее, считаю тему создания политической партии данного направления актуальной и востребованной в общественно-политической сфере Казахстана. С точки зрения реализации демократических норм и принципа политического плюрализма создание национал-патриотической (националистической) партии вполне востребовано.
Идеи национал-патриотов, пусть и опасные, на мой взгляд, для сохранения межнационального согласия в стране, все-таки поддерживаются частью казахского населения и поэтому националистическое течение должно быть легитимизировано в политико-правовом поле в формате политической организации. Более того, на мой взгляд,
по мере ухудшения социально-экономической ситуации в стране националистические настроения будут только возрастать
и пользоваться всё большей популярностью, прежде всего в народных массах.
Очевидно, что для оппонирования носителям националистических идей и эффективного идеологического противостояния им, необходимо, чтобы они сформировали политическую организацию, которая несла бы публичную ответственность за свои программные установки. На нынешнем этапе единой платформы у идейных лидеров многоликого националистического течения нет. Каждый из них имеет определенный набор разнокалиберных взглядов, которые нередко находятся в противоречии с мнениями соратников.
В качестве наглядного примера можно вспомнить программу национал-демократов, которая получила жесткую оценку одного из идеологов казахского национализма Айдоса Сарыма. То есть прежде чем как-то противостоять националистам, надо позволить им выработать единую программу политических взглядов и концепции идеологического, социально-экономического и общественно-политического характера. А это возможно только в рамках единой политической организации.
Для дискредитации националистов так же необходимо слияние различных группировок в политическую партию. Позволить им создать и зарегистрировать национал-патриотическую партию и больше ничего в данном направлении делать не нужно.
Наши националисты сами дискредитируют себя в глазах народа
На мой взгляд,
Русские в Казахстане — казахи, или как на эко-фестивале фашистов нашли
необходимо дать возможность показать народу истинное политическое лицо тех, кто под лозунгами защиты интересов казахского народа стремится просто дорваться до власти
С точки зрения будущего Казахстана и сохранения межэтнического согласия в стране также нужна националистическая партия. В этом несколько парадоксальном тезисе я исхожу из двух состоявшихся фактов.
Первый: национализм в Казахстане сформировался и имеет серьезные политические перспективы.
Национализм выходит на международный уровень — Токаев
Второй: одной из общемировых тенденций является укрепление и распространение идей гражданского национализма. В рамках политической партии национализм, проявляющийся сейчас в махровых и крайне опасных тонах этнического национализма, неизбежно будет дрейфовать в сторону национализма гражданского, будет возрастать ответственность лидеров данного движения перед обществом,
будут отсекаться и превращаться в маргиналов фашиствующие элементы
То есть в данном аспекте общество получит адекватный национализм в цивилизованной форме. Если конечно политическая партия национал-патриотов сумеет избежать саморазрушения. В противном случае агрессия нацпатов, вытесненных из политического поля, не имеющих возможности туда вернуться и расширяющих свое влияние в среде недовольных граждан, будет неизбежно возрастать.
И, наконец, с точки зрения интересов Акорды – настоящих и будущих – национал-патриотическая партия является выгодным и перспективным проектом.
Во-первых, сам факт регистрации партии является своеобразным залогом лояльности существующему политическому режиму. Такая партия будет сама бороться с той неподконтрольной частью национал-патриотов, которая непримиримо враждебно настроена по отношению к властям.
Во-вторых, наличие такой организации позволит использовать её как козырь в переговорах политического и экономического характера с партнерами по Евразийскому экономическому союзу и ШОС, в первую очередь, естественно с Россией и Китаем, для отстаивания собственных интересов.
В-третьих, созданием подобной партии в среднесрочной перспективе пересекается возможность использования такого же политического формата олигархическими кланами и тем самым нивелируется опасность превращения националистического движения в движущую силу казахстанского майдана.
Уразгали Сельтеев, политолог, директор Экспертно-проектного Бюро общественно-политических процессов:
— Для начала необходимо сказать о проблеме дефиниции. К сожалению, понятие «национал-патриотизм» в Казахстане приобрело устойчивый негативный окрас. Его одномоментно соотносят с национализмом и всеми вытекающими свойствами. Но справедливости ради следует отметить, что как таковых
оголтелых националистических нот в риторике представителей национал-патриотических кругов нет
Конечно, есть некоторые личности с радикальными, точнее, резкими настроениями. Но в целом это конструктивные взгляды на развитие общества и государства, которые, кстати, имеют право на существование.
В чем заключается национал-патриотическая идеология в условиях нашей реальности? Как известно, прежде всего, национал-патриоты ратуют за динамичное расширение сферы применения и активного использования государственного языка. Они выступают за более четкую и уверенную защиту национальных интересов Казахстана на внешнеполитической арене, во взаимодействии с ключевыми экономическими партнерами страны. Они взывают к патриотическим чувствам представителей власти. Условно говоря, призывают чиновников к заботе о людях. Причем
это не возвышение статуса казахского этноса, а повышение качества жизни единого казахстанского народа
Поэтому конкретность и приземленность этой идеологии не может не находить общественной поддержки.
Почему «асфальтные казахи» не настоящие патриоты страны?
Во-первых, социальную базу национал-патриотизма могут составить различные социальные группы, начиная с маргинальных слоев и заканчивая высокообразованным интеллектуальным классом.
Во-вторых, учитывая объективный рост численности казахоязычного населения, можно прогнозировать увеличение числа убежденных казахов-этноцентристов. Нельзя упускать из вида кристаллизацию других скрытых групп поддержки. Это высокодоходная категория граждан (представители среднего и крупного бизнеса). Это научно-педагогическая среда. В вузах наблюдаются отдельные факты популяризации национал-патриотических идей в различных формах и контекстах.
В-третьих, сторонники «здорового» национал-патриотизма или, скажем, «сочувствующие» есть и во властных структурах – в правительстве, парламенте, дипломатическом корпусе, государственных СМИ, региональных госорганах.
Что касается возможности создания национал-патриотической партии, то на данном этапе политического развития это маловероятно
Прежде всего, потому что это не укладывается в логику актуальных внутриполитических ориентиров.
К тому же, созданию какой-либо монолитной структурно-организационной формы препятствуют сложности в межличностных отношениях и амбиции отдельных лидеров мнений национал-патриотического толка.
Вообще, это очень деликатная и нервозная тема с тонкими гранями. Поэтому фрагментарное и ситуативное заигрывание имеет определенные риски. Крайне недопустима концентрация протестных настроений именно вокруг этого вопроса. А такую угрозу сплочения вокруг внесистемных националистических объединений никогда нельзя исключать. И ведь это может быть использовано как внешними, так и внутренними силами.
Надо откровенно признать, что
внутри общества формируются два сегмента – русскоязычный и казахскоязычный. И государство не должно оставлять их один на один в подвешенном состоянии
Формируя параллельные месседжи, необходимо искать практические крепкие объединительные механизмы. Нужно усовершенствовать тот самый пресловутый духовный «клей» с замесом всей палитры этнических и языковых красок.