У бизнесменов только два пути — либо поднимать цены, либо разоряться, убежден президент Алматинской ассоциации предпринимателей.
Статистика утверждает, что в Казахстане неуклонно растет число субъектов малого и среднего бизнеса. Например, согласно данным комитета по статистике Министерства национальной экономики, в 2016 году только в сельском хозяйстве число малых компаний увеличилось почти на пятнадцать процентов. А в целом в сфере малого бизнеса рост составил 7 процентов. Но при этом опять-таки согласно статистическим данным.
От этого числа действительно работает только треть, остальные по разным причинам деятельность приостановили,
но и закрывать их владельцы не спешат.
Президент алматинской ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев считает, что хозяева и рады бы официально закрыть дело, но тому мешает ряд факторов. По его мнению, выход из ситуации есть и довольно простой, но понимания у государства инициативы ассоциации пока не встретили.
— Виктор Вениаминович, почему у нас так много малых предприятий, которые официально числятся, но не работают?
— Такая ситуация в Казахстане сложилась не сегодня, проблема существует уже очень давно. В какое-то время открыть предприятие стало довольно легко, а вот закрыть — вызывает и сложности, и новые расходы. Для этого нужно либо проводить проверку в частной аудиторской компании, но это стоит довольно дорого, а денег у владельца такого предприятия просто нет, иначе он бы и не прекращал работу. Либо пройти проверку в налоговом комитете, но с ними просто предпочитают не связываться при нынешних штрафах. Например, за несвоевременную сдачу отчетности придется выложить больше ста тысяч. Поэтому работа просто останавливается, в качестве отчетов сдают «пустографки», но предприятие числится в списке действующих.
Каждый год статистика показывает увеличение числа субъектов МСБ — и это уже профанация
Наши статистические данные что дышло, куда повернешь — туда и вышло. Сейчас удобно говорить, что у нас очень много предприятий зарегистрировано, успешные люди много работают и так далее. Нужно будет сказать что-нибудь иное — поглядят на цифры с другой стороны.
Как электронное правительство выдавливает с рынка малый и средний бизнес?
— Что-нибудь делается для упрощения процедуры закрытия? И для того, чтобы статистика действительно отражала реальную картину?
— Сейчас более менее удалось решить вопрос с работающими «по упрощенке» патентщиками и ИП — неплательщиками НДС. С юридическими лицами и плательщиками НДС все намного сложнее в силу вышеуказанных причин. А решение лежит на поверхности — нужно отменить аудиторские проверки при закрытии предприятий и закрывать явочным порядком по простому заявлению, при этом без штрафов за несвоевременную сдачу отчетности и тому подобное. И даже плательщиков НДС, у которых нет налоговых задолженностей. В том числе отменить проверки для тех предприятий, по которым не проводилось никаких финансовых операций. Второй шаг, который следует предпринять — в упрощенном порядке закрыть даже те предприятия, где есть налоговая задолженность, но нет физической возможности ее взыскать. Тогда бы мы почистили статистику и получили настоящие данные о реально работающих предприятиях. В Алматы несколько иная ситуация, чем в целом по Казахстану, здесь две трети предприятий работает, на бумаге значится только одна треть.
Это тоже ненормально, но ничего для перемен к лучшему не делается.
Была попытка реанимировать все бездействующие предприятия из числа плательщиков НДС. Заставили владельцев сдать отчетность, восстановили документы, потратили кучу денег. А потом все стало по- старому. Могли бы просто спросить — вы будете работать? Многие ответили бы — нет, мы не будем работать, потому что изменилась форма, мы работаем по-другому, ТОО превратились в ИП либо наоборот, в общем, закрывайте нас. Но этого не произошло.
— Как вы полагаете, почему вообще так много предприятий разоряются и перестают работать?
— Для наших малых и средних предпринимателей очень серьезным испытанием стала девальвация национальной валюты. Хотя нас убеждали, что это положительно скажется на отечественном товаропроизводителе, на деле получилось наоборот.
Демонстрируют более или менее положительную динамику только те предприятия, куда вливаются бюджетные деньги,
кто попал под действие программ государственной поддержки. Хотя еще не факт, что в конкурентной среде они в итоге выживут — время покажет.
Наша экономика на 80 процентов импортозависима, особенно в сфере товаров народного потребления. И хотим мы того или нет, цены будут неуклонно расти, какие бы не принимали меры и не писали грозные приказы. У бизнесмена два пути — либо поднимать цены, либо разоряться.
Налоги в Казахстане не соответствуют уровню экономики — бизнесмены
— Неужели третьего пути нет?
— Если бы в Казахстане был стомиллионный рынок, то было бы легче — в этом случае можно было бы договариваться с зарубежными партнерами, например, о снижении цен, об отсрочках платежей или еще каких-нибудь мерах. Но наш рынок слишком маленький.
Когда национальная валюта обесценилась в два раза, то малый бизнес, как и в девяностые, уберег страну и граждан от социальной катастрофы, когда вообще все товары в одночасье тоже могли подорожать вдвое. У кого-то были запасы, у кого-то работала кредитная вилка, бизнес затянул пояса и цены поднимались лишь понемногу — 10, 15, пусть даже 30 процентов, но не 100. Но чудес не бывает, и мы это сейчас наблюдаем — рано или поздно цены поднимутся к своему потолку, которого еще не достигли.
Реальный сектор очень чувствителен и к административным мерам, и к налоговой нагрузке, и к курсу национальной валюты, особенно если он импортозависим. И конечно же к покупательной способности населения — это основное. А
платежеспособность населения в Казахстане падает
Больше сумасшедших денег не будет — люди начинают экономить. А когда платежеспособность сокращается — это в свою очередь сказывается на конкурентной среде, в частности МСБ, как самой чувствительной его части. Только болтуны могут рассуждать о большой мобильности малого бизнеса, мол, если одно не пошло, можно сразу открыть другое дело. Малый бизнес будет на одном месте всю жизнь. Кто открыл парикмахерскую — так в ней и остался, кто маленький магазинчик — «Магнум» не построит. Просто потому, что в малом бизнесе нет необходимых средств для серьезного пополнения оборота. Если убрать «платные псевдоуслуги» — бизнес вздохнет с облегчением.
Малый и средний бизнес в Казахстане — для неудачников. Госслужба — путь к успеху
— Кризисные явления обнажили многие проблемные вопросы, которые существовали и раньше. Для нормальной работы бизнеса сегодня необходимо снижать непроизводственные затраты предпринимателей, потому что в конечном итоге они будут входить в цену товара. Я имею ввиду согласования во множестве ведомств, получение различных разрешений-сертификатов и тому подобное. Это на самом деле «платные псевдоуслуги». Если мы не можем повысить доходную часть, то снизить расходы вполне по силам. А это скажется на ценах и в конечном итоге на всем обществе в целом. Также мы постоянно говорим о необходимости упрощения административных процедур, а самое главное — снижения даже не самой налоговой нагрузки, а административных штрафов за ее нарушение.
Многие экономисты со мной не согласятся, скажут — куда уже снижать налоговую нагрузку? Но на самом деле есть куда. Следует озаботиться более целесообразным и эффективным использованием бюджетных средств.
Если прекратить бюджетное воровство, беспощадно бороться с коррупцией, то средств в казне прибавится и без стольких налогов
Вот тогда можно будет и предпринимателям сделать какие-то послабления.
Много вопросов по поводу налога на добавленную стоимость. Хотя у нас он составляет 12 процентов, а в России 18, но у нас совершенно другой метод администрирования. Предприниматели-неплательщики НДС не могут работать с юридическими лицами, а платить его не имеют возможности, поскольку сразу разорятся. Может быть стоит сделать его 7 или 8 процентов? Конечно, нужно все просчитывать, но как раз для этого и существуют аналитики, которым деньги платят.
— Помнится, не так давно предприниматели, и вы в том числе, часто жаловались на административные барьеры для бизнеса. Как с этим дело обстоит сейчас?
— Вот здесь произошли большие перемены в лучшую сторону. Самое значимое, что сделали в стране для борьбы с коррупцией и административными барьерами — открыли ЦОНы, причем первыми на постсоветском пространстве. Теперь действительно на все процедуры в этих центрах уходит минимум времени при максимуме прозрачности. Если бы не появилось такой подушки безопасности, если бы остались прежние административные процедуры, то с малым бизнесом вообще случилась бы катастрофа.
Недавно в Алматы Тимур Кулибаев встречался с местными бизнесменами. Они обозначили несколько проблем предпринимательства, но в качестве решения предлагали невозможные вещи. Во-первых, жаловались на слабую конкурентоспособность, а просили ограничить импорт. Например, повысить пошлины или с помощью еще каких-нибудь административных процедур. Но в рыночных условиях любой протекционизм — это прямой путь к коррупции.
Вторая проблема, о которой говорили — отсутствие доступных дешевых кредитов. Но сейчас их тоже неоткуда взять, ставки будут не ниже 18 процентов.
Наконец,
третья просьба — дайте пристроиться к бюджетной кормушке
Но всем места точно не хватит. То есть такими путями ничего хорошего не добиться, наоборот — получится только негативный эффект. Как я уже говорил, двигаться следует по пути снижения административных процедур и непроизводственных расходов.
При этом каким-то образом упорядочивать или ослаблять фискальную политику государства, сделать ее более человеческой, более либеральной и более отвечающей реалиям сегодняшнего дня.