Этот вопрос на страницах The Wall Street Journal поднял Дейрдре Макклоски. И блестяще на него ответил. Пусть ответ и получился слишком длинным…
Отчего мы такие богатые? Американец зарабатывает в среднем 130 долларов в день, и это вывело США на высшие уровни международных рейтингов. Китаец зарабатывает примерно 20 долларов в день, в Индии этот показатель составляет примерно 10 долларов — и это после отказа этой страны от неподъемного для нее социализма, в котором индийцы зарабатывали и того меньше – 1 доллар США в сутки. Пройдет еще несколько этапов экономического развития, форсированного торговлей, и индийцы тоже станут богаты.
Если посмотреть, как обогащалось большинство современных государства мира, то получается, что богаты в принципе не только «мы», а все «мы», с некоторыми огорчительными исключениями из общей картины. Два века назад, с учетом цен той эпохи, дневной доход на душу составлял 3 доллара в день. В целом так было всегда, включая эпоху, когда нашим жилищем были пещеры. Сегодня такой доход на душу населения в той же Бразилии составляет 33 доллара — в США так было в 1940 году. За два века реальный среднедневной доход на душу населения вырос в десять раз, что просто поражает. Те страны, которые в прошлом вовремя признали необходимость улучшить торговлю и экономику, например, Япония, Швеция и США, сегодня демонстрируют 30-кратный рост этого показателя.
Приводя цифры, я не учитывал внедряемые с 19 века радикальные усовершенствования в области товаров и услуг широкого пользования. В исторической перспективе сегодняшние опасения, что имеет место застой реальных зарплат в США и других развитых странах мира, сильно преувеличены. Официальная статистика, как говорят экономисты Дональд Бодро и Марк Перри, не учитывает реальных преимуществ от удивительных материальных достижений западной цивилизации.
Стоит посмотреть на ломящиеся изобилием товаров супермаркеты и торговые центры. Магические устройства связи и развлечений стали массово доступны людям разного уровня достатка. Кто-то страдает от депрессии уже в клинической форме? Выберите для него любой из широкого диапазона препаратов в аптеке и помните, что ни один из таковых не был доступен миллиардеру Говарду Хьюзу, страдавшему от жесточайших приступов депрессии в 30-40-е гг. Кому заменить тазобедренный сустав? Это возможно! А в 1980-е такие операции было исключительно экспериментальными.
Случившееся за последние 200 лет «Великое обогащение народов» никогда ранее в истории человечества не случалось. Часто имело место удвоение доходов — 100-% прирост достатка граждан отдельных древних государств: Древней Греции и Римской империи, Китае времен династии Син и Империи Великих моголов. Сегодня жители стран на территории этих древних государств находятся на уровне Афганистана с его мизерными зарплатами с 3 долларами США в день. Некоторое время в истории человечества никакой речи не могло быть о революционном скачке к росту в 10 000 процентов, если учитывать в нем все – и шпроты, и антидепрессанты. До тех пор, пока этот скачок не наступил.
Что вызвало этот скачок? Идеология ищет простых объяснений. Левые, а первым из них был Карл Маркс, говорят, что корень роста благосостояния состоит в эксплуатации. Капиталисты добавочную стоимость своих рабочих инвестируют в свои монстры-фабрики. Правые, начиная с преподобного Адама Смита, настаивают на том, что секрет в экономии. Свирепые горные племена могли бы стать богаче «высших богачей», таким термином голландцев назвал сам г-н Смит в 1776 году. Для этого им надо больше экономить свои деньги, тем самым формируя свой капитал, и меньше угонять скот друг у друга.
В развитие идей Смита вложил свое видение один из недавних нобелевских лауреатов в области экономики Дуглас Нортон, учение которого сегодня Всемирным банком считается ортодоксальным, считает, что панацея кроется в существовании соответствующих общественных институтов. Нортон считает, что дав государственным судьям мантии и парики, человечество заживет по законам общего английского права. Развитие законодательства пойдет в рамках существования таких институтов и человечество победит коррупцию, после чего простой народ будет в состоянии жить за счет накопленного капитала и развиваться до уровня «высшего богача».
Ни одно из приведенных выше объяснений тем не менее не объясняет сути.
Богатым современный мир сделали не деньги, украденные у пролетариата или хитроумно сэкономленные. Институтов, где на постоянной основе копились деньги, не существовало вообще. Бесспорно, нужны были и капитал, и обеспечение верховенства закона, но к этому нужны были рабочие, вода и немного времени.
Накопленные деньги стали продуктивны благодаря идее совершенствования, признаваемой и плотником в деревне, и мальчишкой-телеграфистом, и гением компьютерной технологии из Сиэтла. Мэтт Ридли – автор «Рационального оптимизма» (2010) пишет о том, что произошло за 200 лет – «идеи занялись любовью». Железная дорога родилась от паровых котлов, работающих под запредельным давлением, и рельсовых тележек угольных шахт. Газонокосилка появилась от мини-двигателя и мини-лезвия. И так далее, посредством вообразимого и несбыточного. В головах людей сошлись мысли, а в реальном мире случился бум улучшения.
Посмотри на свою комнату и найди сотни идей, родившихся после 19 века – лампочки, центральное отопление и охлаждение, ковролан, сотканный сложной машиной, и окна такой величины, каковая не снилась до изобретения «флот-процесса». Оцени собственный человеческий капитал, накопленный в старших классах или здоровье своего пса после визита к ветеринару.
Идей было более чем достаточно. Когда появлялись идеи железной дороги, воздушного кондиционирования или современных исследовательских университетов, получение средств на их исполнение было довольно простым, потому что выгода была очевидна.
Если бы накопления капитала или верховенства права было достаточно, Великое обогащение случилось бы в Месопотамии в 2000 году до нашей эры, или в Риме в 100-м году, или в Багдаде в 800-м. До 1500 года, а по некоторым показателям и до 1700-го, Китай был самой технологически развитой страной. За сотни лет до стран Запада китайцы изобрели шлюзы для судоходных каналов, чтобы плавать вверх и вниз по течению, а сами каналы были длиннее, чем в любой европейской стране. Китайская зона свободной торговли и ее законы были гораздо более масштабными, чем в буйных клочках Европы, разделенной законами и тиранией. Тем не менее, впервые промышленная революция и как следствие Великое обогащение произошли на северо-западе Европы, а не в Китае.
Почему идеи так внезапно начали совокупляться в том месте и в то время? Почему все это началось сначала в Нидерландах около 1600 года, а затем в Англии около 1700, а после этого — в североамериканским колониях и обедневшей соседке Англии — Шотландии, а после в Бельгии, северной Франции, Рейнланде?
Если вкратце, ответ — свобода. Оказалось,
освобожденные люди изобретательны. А рабы, крепостные, подчиненные женщины, люди, закованные в иерархии лордов или бюрократов, нет
Из-за некоторых случаев в европейской политике, не связанных с высокой нравственностью европейцев, все больше европейцев становились свободными. После реформации Лютера, голландского бунта против Испании 1568 года, смятения в Англии во время Английской Гражданской войны 1640-х годов, Американской и Французской революций европейцы уверовали, что для начала простолюдины должны быть освобождены. Вы могли бы назвать это жизнью, свободой и стремлением к счастью.
Если говорить о другой большой идее, появилось — медленно и неидеально — равноправие. Это не было равенством результата, которое можно было бы назвать «французским», в честь Жан-Жака Руссо и Тома Пикетти. Оно было, так сказать, «шотландским», в честь Дэвида Юма и Адама Смита:
равенство перед законом и равенство общественного положения. Оно подвигло людей стремиться самостоятельно улучшить свое положение
По словам Смита, «каждому человеку, пока он не нарушает законов справедливости, предоставляется совершенно свободно преследовать по собственному разумению свои интересы».
А вот другая удивительная теория, объясняющая наше богатство: «либерализм» в своем изначальном значении «достойный свободного человека». Либерализм был новой идеей. Английский эгалитарист Ричард Рамболд перед повешением в 1685 году заявил: «Я убежден, что Бог ни одного человека не наделял правом властвовать над другими, ибо как никто не появляется на белый свет с седлом на спине, так никто не рождается и со шпорами на ногах, чтобы погонять других». Немногие из толпы, собравшейся, чтобы насмехаться над ним, согласились бы. Столетие спустя такие передовые мыслители как Томас Пейн и Мэри Уолстонкрафт подхватили идею. Двумя веками позднее практически все ее поддерживали. И наступило Великое обогащение.
Не все были рады такому развитию событий и таким идеям. В 18 веке либеральные мыслители Вольтер и Бенджамин Франклин смело призывали к свободной торговле. К 1830-м годам широко разросшаяся интеллигенция, состоявшая в основном из детей буржуазии, начала высокомерно насмехаться над свободами, благодаря которым разбогатели их отцы и стала возможна их праздная жизнь. Сыны отстаивали решительное использование монополии государства на насилие для скорого достижения той или иной утопии.
Правые интеллектуалы, например, с ностальгией вспоминали воображаемые Средние века, свободные от вульгарной торговли, нерыночный золотой век, в котором правили рента и иерархия. Такое консервативное и романтическое представление о прошлом хорошо согласовалось с господствующим правым классом. Позднее, в XIX веке, под влиянием науки правые использовали социальный дарвинизм и евгенику для обесценивания свобод, достоинства простолюдинов и для возвышения миссии нации над индивидами, рекомендуя колониализм, обязательную стерилизацию и очистительную силу войны.
Тем временем другая группа интеллектуалов, левые, развили недалекие идеи о том, что идеи неважны. Левые заявили, что для прогресса имеет значение безостановочное движение истории при помощи протестов, забастовок и революций против злой буржуазии. Эти захватывающие действия, конечно, должны возглавлять именно они. Позднее, при европейском социализме и американском прогрессивизме, левые предлагали победить буржуазные монополии на мясо, сахар и сталь с помощью регулирования, синдикализма, централизованного планирования или коллективизации монополий в одну большую монополию под названием государство.
Пока все эти глубокие раздумья мучили европейскую интеллигенцию, торговая буржуазия, презираемая правыми, левыми, а также многими посередине, создала Великое обогащение и современный мир. Обогащение очень сильно улучшило наши жизни, чем доказало, что и социальный дарвинизм, и экономический марксизм ошибались. Предположительно неполноценные расы, классы и этнические группы показали, что такими не являются. Эксплуатируемый пролетариат не был загнан в нищету, он обогатился. Оказалось, что
простыми мужчинами и женщинами не надо управлять сверху. Уважаемые и оставленные в покое, они становятся необычайно изобретательными
Великое обогащение стало самым важным событием в светской истории человечества со времен освоения земледелия и приручения лошадей. Оно является и будет оставаться исторически более важным, чем восход и падение империй или классовая борьба во всех существующих до настоящего момента обществах. Британия не смогла обогатиться, будучи империей. Американский успех не зиждется на рабстве. Сила не приводит к достатку, а эксплуатация не вращает шестеренки изобилия. Движение в сторону равноправия на французский манер было достигнуто не взиманием налогов или перераспределением, но за счет особого взгляда шотландцев на равенство. Настоящим двигателем стало распространение идеологии классического либерализма.
Великое обогащение перезапустило историю. Оно избавит нас от нищеты. К счастью для человечества, это уже произошло. Китай и Индия, которые в некоторой степени освоили либеральную экономику, стремительно развиваются. Бразилия, Россия и Южная Африка, не говоря о Европейском Союзе, взяв за основу планирование, протекционизм и равноправное партнерство, находятся в застое. Ни левые, ни правые, ни центристские экономисты и историки не могут объяснить Великое обогащение. Возможно, их методы требуют пересмотра в пользу «гуманомики», которая принимает идеи всерьез. Гуманомика не отрицает трейдерство, участие в содружествах, расчет эластичности спроса или статистику регрессионного анализа. Но она включает изучение этих понятий, их значения и потрясающего вклада во всеобщее обогащение.
Какой общественный курс способствовал подобной революции? Это всего-навсего здравомыслие. Как говорил Адам Смит, «это неслыханная дерзость […], когда короли и министры делают вид, будто заботятся о сбережениях простого народа». Безусловно, мы и сами могли бы обложить себя налогом, чтобы помочь беднякам. Сам Смит помогал бедным своей либеральной рукой. Подобный либерализм заложен в христианстве, а также в иудаизме, исламе и индуизме. Однако обратите внимание, что причиной обогащения 95% бедняков с 1800 года явилась не благотворительность, а продуктивная экономика.
Конгрессмен Томас Масси, республиканец из Кентукки, высказал верную мысль в интервью для журнала Reason: «Когда люди спрашивают, будут ли наши дети жить лучше нас? — я отвечаю: да, но это зависит не от политиков, а от инженеров».
Я дополню его замечание. Это также зависит от коммерсантов, которые покупают дешевле, а продают дороже, от парикмахера, который заприметил возможность открыть новый салон, от работяги с нефтяной вышки, который с готовностью отправляется в Северную Дакоту и обратно, и от многих других простых людей, которые соглашаются на основную буржуазную сделку: позволь мне ухватиться за возможность сделать вклад в развитие экономики, проверенный торговлей, и я сделаю богатыми всех нас.
Источник: The Wall Street Journal