В тройке лидеров — Карим Масимов, Марат Тажин и Адильбек Джаксыбеков. Их показатели эффективности считают самыми высокими. В аутсайдерах — министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы и министр образования Ерлан Сагадиев.
Немало политических событий произошло с начала 2017 года в Казахстане. В их число вошли несколько телевыступлений президента страны, публикация его послания народу Казахстана, а также проведение с его участием расширенного заседания. Все эти события заставили обратить внимание на правительственных чиновников, чья значимость на фоне проводимых президентских реформ должна по определению повышаться.
В связи с этим ОФ ЦСПИ «Стратегия» представила рейтинг управленческой элиты РК за I квартал 2017 года. В нем приняли участие 27 экспертов – политологи, аналитики, политические обозреватели и журналисты, а также общественные деятели и бизнесмены.
Главная особенность рейтинга управленческой элиты в 1 квартале 2017 года — увеличение числа персон, чей средний показатель превышает 4 балла. Из 47 чиновников, попавших в список, 24-м удалось перешагнуть порог в 4 балла.
Первую позицию в рейтинге продолжает занимать председатель КНБ Карим Масимов.
Он является единственным среди управленцев, чей рейтинг второй квартал подряд оценивается выше 5 баллов из 7 возможных
и составляет 5,15. Добиться таких показателей, по мнению экспертов, ему удается благодаря своей эффективности. Его считают одним из немногих, кто способен мыслить систематически, что дает большое преимущество.
На второй позиции с отметкой в 4,97 балла в рейтинге расположился первый заместитель руководителя администрации президента Марат Тажин.
Его отсутствие в стране в течении трех лет в связи с несением дипломатической службы практически не отразилось на его авторитете
как специалиста по внутренней политике. Результаты демонстрируют, что Тажин попал в рейтинг, опередив не только представителей министерского корпуса, но и обогнал своего непосредственного руководителя Адильбека Джаксыбекова (4,95 балла), являющегося руководителем администрации президента. В то же время выставление высоких оценок Тажину как эффективному политику может стать в итоге всего лишь карт-бланшем, учитывая, что ожидания в экспертной среде от его назначения завышены. В то время как одни уверяют, что политику «еще нужно время, чтобы понять суть дела», другие начинают утверждать, что «прогресса после его назначения не последовало».
Нельзя не отметить того факта, что позиции в рейтинге председателя президиума Национальной палаты предпринимателей Тимура Кулибаева и председателя мажилиса парламента Нурлана Нигматулина заметно повысились. Если в рейтинге за 4 квартал 2016 года их фигуры нанимали почетные 10 и 13 места, то по результатам 1 квартала 2017 года ушли вперед сразу на шесть позиций – 4 (4,8 балла) и 7 (4,64 балла) места. Отмечается, что повысился их личностный авторитет, также усилилась их эффективность как менеджеров.
Премьер-министра Бакытжана Сагинтаева оценили на 4,65 балла. Его кандидатура оценивалась с точки зрения эффективности как менеджера. Эксперты считают, что
нынешнему составу кабинета министров удается отодвигать момент коллапса по мере своих возможностей.
Фавориту прошлого рейтинга генеральному прокурору Жакипу Асанову удалось удержаться в ТОП-15 с отметкой в 4,52 балла. Он характеризуется как профессионал и грамотный юрист. Эксперты считают, что происходящие под его руководством изменения в ведомстве внушают оптимизм. И несмотря на то что он вкладывает много сил в модернизацию деятельности прокуратуры и трансформацию этого силового органа, судить о результатах пока рано.
В настоящее время в генпрокуратуре вводится проектное управление. Асанов уже привлек к реализации этого проекта таких профессионалов как Арман Евниев и Багдат Мусин. И хотя изменения очевидны, до окончания трансформации эксперты затрудняются предполагать, насколько успешной она окажется и будет ли применен новый опыт в деятельности других силовиков. Некоторые же эксперты выражают мнение, что
Асанова утвердили на должность генпрокурора, чтобы внедрить ряд законодательных изменений.
Акиму Астаны Асету Исекешеву (4,49 балла) и министру внутренних дел Калмуханбету Касымову (4,2 балла) достались в первом квартале текущего года более высокие оценки за счет их эффективности как менеджеров.
Однако эксперты уверены, что
весенние паводки, вероятно, станут экзаменом на состоятельность для них обоих.
Спустя 10 дней после наводнения — репортаж из села Токаревка
Заметное улучшение рейтинга наблюдается у Абая Бисембаева (4,25 балла) и начальника канцелярии президента Махмуда Касымбекова (4,21 балла) за счет повышения авторитетности. К заслугам Бисембаева эксперты причислили назначение Мурзалина акимом Акмолинской области. А авторитетность Касымбекова эксперты отнесли к разряду «за выслугу лет».
Более высокие оценки по параметру «перспективность» достались помощнику президента – секретарю Совета безопасности Владимиру Жумаканову (4,16 балла) и министру энергетики Канату Бозумбаеву (4,08 балла).
Несмотря на критику президента, министр финансов Бахыт Султанов получил от экспертов более высокие оценки по всем параметрам (4,06 балла).
К основной его заслуге причисляют поддержание жизнеспособности тенге.
Безусловными авторитетами, то есть политиками, получившими оценки авторитетности выше 5 баллов, стали по итогам 1 квартала 2017 года 8 управленцев. К слову, в последнем квартале 2016 года таковых было только четверо.
Первое место по параметру «авторитетность» досталось сенатору парламента РК Нуртаю Абыкаеву (5,82 балла). Второе место удерживает Адильбек Джаксыбеков (5,59 балла): он сдвинул ныне посла в РФ Имангали Тасмагамбетова на третье место (5,26 балла). По поводу Тасмагамбетова эксперты разделились во мнениях.
Некоторые из них называют его «сбитым летчиком» – его авторитет пока достаточно велик, однако эффективность его работы сомнительна, а перспективы размыты.
— Вряд ли в обозримом будущем ожидается повышение в силу многих обстоятельств, среди которых оторванность от дома из-за новой должности будет играть не последнюю роль, — считают эксперты.
Другая группа экспертов считает должность посла РК в России реверсивной, уверяя, что «старик Яков еще пошумит».
Четвертое место в списке авторитетов сохраняет за собой Карим Масимов (5,22 балла).
«Фантастическую четверку» по итогам опроса пополнили председатель правления НК «Астана ЭКСПО 2017» Ахмеджан Есимов и председатель президиума НПП Тимур Кулибаев (по 5,13 балла), а также Марат Тажин (5,09 балла) и Касым-Жомарт Токаев (5,04 балла).
Список политиков-управленцев группы с совокупными показателями от 3 до 4 баллов пополнился 21 человеком. В данной группе также наблюдается взлёт среднего балла оценки. Исключение составил министр обороны Сакен Жасузаков, который так и не поднялся выше 3,7 баллов.
Заметно улучшился рейтинг у министра труда и социальной защиты Тамары Дуйсеновой. (3,83 балла; +0,63 п.п.). Эксперты оценивают ее как эффективного и перспективного политика, который умеет работать на улучшение ситуации:
«проблемы вроде осознает, но в имеющихся системных условиях ничего изменить не может».
Также поднялись рейтинги у председателя Конституционного совета Игоря Рогова (3,67 балла) и у председателя Национального банка Данияра Акишева (3,58 балла).
Выровнялись рейтинги управляющего Международным финансовым центром «Астана» Кайрата Келимбетова (3,65 балла) и министра по делам религий и гражданского общества Нурлана Ермекбаева (3,48 балла). Однако ни первый, ни второй не избежали критики экспертов. Кайрат Келимбетов «попал под раздачу» за неэффективность, хотя за плечами немало лет работы на госслужбе. Ермекбаева критикуют за коррупционный скандал в министерстве и «невнятную» попытку взаимодействия с общественностью, а также за «бюрократизм», даже с учетом того, что «команда в целом набрана грамотная».
Немалый интерес у экспертов вызывает персона министра информации и коммуникаций Даурена Абаева (3,64 балла). Они отмечают, что
министру до сих пор не удалось себя проявить и он продолжает «трудиться» в качестве исполнителя.
Его упрекают в отсутствии инициатив, реагировании постфактум и неимении работы на перспективу. Эксперты предполагают, что виной этому может быть недостаточность информации, исходящей из ведомства. Критика затрагивает и его кадровую политику: все последние назначения на руководящие посты оставляют желать лучшего. Однако информационная открытость министра стала его «козырем»: Абаева называют одним из самых публичных и готовых к диалогу министров.
Пока не получается повысить позицию «министрам со 100-дневным стажем». В частности, несмотря на то что эксперты поменяли свои взгляды в отношении министра оборонной и аэрокосмической промышленности Бейбута Атамкулова, повысив оценки его перспективности и эффективности, это все равно не позволило ему подняться выше 42 места (3,29 балла).
Министр иностранных дел Кайрат Абдрахманов пока только наращивает ресурс авторитетности. Несмотря на компетентность политика, эксперты ставят под сомнение его эффективность и перспективность.
— Нелегко быть главой МИД, когда всей внешней политикой занимается Назарбаев,
— парируют они.
При этом информационная открытость МИД вызывает у экспертов симпатию. И это, по их мнению, положительно скажется на его имидже.
Министр национальной экономики Тимур Сулейменов, рейтинг которого составил 3,49 балла, занял 37 место. Некоторые эксперты считают, что «внутри страны к нему пока присматриваются как эксперты, так и госэлита», поэтому его быстрому взлету оценок пока не ожидается. И все же его считают весьма авторитетным среди специалистов за пределами страны, а также неплохим управленцем, превзошедшим предыдущего.
В первом квартале в рейтинге появилось четыре «новичка». Марат Тажин расположился среди «тяжеловесов».
Опытный специалист и управленец Елжан Биртанов (3,38 балла) возглавил вновь созданное министерство здравоохранения.
Перед Биртановым встала непростая задача по «внедрению повсеместного медстрахования».
По словам экспертов, от того, как его ведомству удастся «договориться как с гражданами, так и с врачами», будет зависеть его политическая карьера.
Место председателя Счетного комитета после скоропостижно скончавшегося Козы-Корпеша Джанбурчина занял экс-глава Карагандинской области Нурмухамбет Абдибеков, которому не удалось достичь рейтинга предшественника. Его оценка — 3,19 баллов против 3,58 баллов у Джанбурчина. Эксперты неоднозначно высказываются о данном назначении, отмечая, что повышением новый пост Абдибекова назвать сложно.
— Вероятнее, этим опытным хозяйственником закрыли дыру в Счетном комитете, которая образовалась после смерти Джанбурчина,
— говорят они, предполагая, что его кандидатура стала компромиссной.
В целом, все сходятся во мнении, что нужно подождать, как Абдибеков поставит работу.
Руководитель канцелярии премьер-министра Нурлан Алдабергенов по итогам рейтинга расположился на 41 месте с 3,36 баллами.
Предпоследняя строчка рейтинга, которую занял министр образования Ерлан Сагадиев, вероятно, связана с многочисленными нападками и недовольствами, которые периодически направляются в его адрес в связи с внедрением им новых реформ.
Причем даже факт того, что по сравнению со 2 кварталом 2016 года его средний балл стал выше (2,48 в 2016 году), это не позволило ему подняться:
с 41 строчки рейтинга Сагадиев «скатился» до 46
(хотя заметим, что и строчек в прошлогоднем рейтинге было меньше — 44).
На последней строчке расположился министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы. Надо сказать, что он неоднократно был фигурантом разного рода скандалов, чем вероятно и обусловлено его место в рейтинге.