Село имени Габидена Мустафина (Токаревка) — одно из многих, разрушенных наводнением. Разрушенные дома, раскиданные по улицам вещи, мебель и оргтехника… И все же сегодня оно возвращается к жизни…
Главный признак того, что жизнь хотя бы чуть-чуть возвращается в обычное русло — ребятня на улицах. В первые дни после катастрофы детей нигде не было видно, но вот теперь они вернулись — пытаются высушить все то, что уцелело.
Некоторым сельчанам повезло — их скот выжил.
Многие сельчане не могут вернуться в свои дома — вода остается на уровне окон жилищ. Люди боятся, что дома рухнут, и с горечью смотрят со стороны на то, что кажется уцелевшим, но таит в себе опасность.
Зоя Алексеевна Барыло так и не смогла войти в свой дом — кругом вода. Женщина живет в нем с 1962 года, с того самого дня, как его построили.
— Мне каждый кусочек здесь близок, — признается пенсионерка. — Сейчас я живу у внучки. Я и не знаю, как сюда вернусь…
Пожарный Айдар Куюков вместе с коллегами приехал из Алматы еще 8 апреля — сегодня они выкачивают воду из поселка.
До сих пор военнослужащие продолжают осматривать окрестности.
В поселке очень ждут оценщиков — те приезжают, фотографируют, что-то записывают: все делают молча, без комментариев. От этого сельчанам не по себе — они устали от последних событий, а теперь есть опасения, что власти недооценят ущерб. Люди устали наблюдать за военными, спасателями, врачами. Говорят, это как страшный сон, который напоминает послевоенное время.
Татьяна Сыркина встречает гостей — не в доме. Он полностью рухнул. Пришлось накрывать «поляну» прямо во дворе.
Вот что осталось от дома № 3 по улице Футбольная. Крышу дома поддерживает только старый шкаф, поэтому заходить в жилище опасно, но мы рискнули.
Иногда заходит в дом и хозяин, Федор Дьячук, супруг Татьяны Николаевны. Пытается навести порядок — выносит то, что еще пригодно для использования. Формально он, сотрудник компании KEGOC, сейчас в отпуске, но все это время провел на работе, спасая свою станцию. Человек советской закалки — пока рушился его собственный дом, он спасал место своей работы.
Разрушения на улицах Футбольная, Альмагамбетова и Набережной.
А это поселковая школа. Сегодня она работает в нормальном режиме, в две смены. А 11 и 12 апреля она была пристанищем для тех, кто искал спасения от наводнения. Люди очень по-доброму отзываются о директоре школы – Мерее Макарове. Он не покидал школу все эти дни, переживая, чтобы все сельчане были эвакуированы.
Каждый день в поселок приходит гуманитарная помощь. Сегодня люди уже приходят в себя, но все же депрессивное настроение чувствуется. Сельчане хотят одного – просто включить телевизор, заварить чашку горячего чая и лечь на любимый диван в зале уютного дома… Оказывается, так мало нужно для счастья.
Фотографии Олега Битнера.