Относительно невысокая стоимость китайских грузовиков и их технические преимущества над прямыми конкурентами стали причинами того, что их популярность в Казахстане набирает обороты. Соревноваться с ними в популярности сейчас может только российская продукция. На очереди экспансия на рынок легковых автомобилей?
Наиболее сильные позиции в Казахстане китайские автопроизводители имеют на рынке крупно- и среднетоннажных автомобилей. В 2016 году из этой страны было ввезено 73% всех импортированных в республику грузовых автомобилей. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в РК зарегистрировано более 28,5 тысяч китайских автомобилей. Самыми популярными брендами являются:
Вообще, в шестерке самых распространенных брендов средне- и крупнотоннажных автомобилей в возрасте до 3 лет представлены сразу 3 компании из Поднебесной. Shacman идет на втором месте (1383 единицы), занимая более 10% рынков и уступая только КамАЗу, конкуренцию которому на данный момент не может составить никто. Howo имеет 8,4% рынка, занимая 4 место, Foton – 4,4% (6 место), что позволяет конкурировать с такими брендами как МАЗ и ГАЗ.
Из 14 фирм, имеющих долю на рынке хотя бы 1%, 6 принадлежит китайским компаниям
Если брать в расчет грузовики всех возрастов, тут доля китайских автомобилей относительно невелика: на долю того же Howo приходится всего 2% (7-е место). Основная причина – общий высокий возраст автопрома, по мере обновления которого будет расти доля китайских производителей. Продукция из Поднебесной составила конкуренцию Volvo и Mercedes в первую очередь за счет более низких цен, продукции российского производства – за счет ценника и более высокой технологичности.
Автохлам в Казахстане: доля старых машин растет
О моменте, когда китайская грузовая автотехника станет доминировать в Казахстане, пока точно говорить нельзя. Скорее всего,
бум китайского автопрома наступит тогда, когда начнет массово выходить из строя техника советского производства,
и компаниям придется обновить свой автопарк. Пока же производители из Поднебесной наращивают долю не столь стремительно, но очень уверенно.
В секторе легковых автомобилей положение китайского автопрома пока не такое безоблачное, и это во многом связано с менталитетом казахстанцев:
10-летний BMW еще долго будет цениться гораздо выше нового Geely
Всего в Казахстане в феврале 2017 года было продано 2843 новых автомобиля. На долю Lifan пришлось всего 56 машин, на Jac – 51.
Казалось бы, немного. Но это уже больше, чем у таких брендов как BMW, Mercedes-Benz, Skoda, Audi и Mazda. По объему продаж они идут в середине второго десятка, что в целом довольно объективно характеризует их роль среди новых автомобилей: их немного, но они есть.
Самыми же популярными марками китайского автопрома являются Lifan (в 2016 году в Казахстане было проведено 1277 сделок купли/продажи машин этой марки), Chery (247) и Great Wall (242).
Повышение продаж китайских брендов легковых автомобилей возможно благодаря действующей в Казахстане программе льготного кредитования, которая направленна на поддержку местных производств. Как сообщает Ассоциация казахстанского автобизнеса, за время действия программы продажи автомобилей отечественного производства выросли примерно на 5%, достигая уровня 37% от общего объема продаж новых машин. При этом доля импорта из РФ в среднем снизилась на 14%.
На сегодняшний день в республике производятся несколько китайских брендов легковой и коммерческой техники: JAC, Ankai, Foton, Shacman, FAW, Geely. Первые два бренда производятся на заводе в Костанае, остальные в Семипалатинске.
Пока объем производства является невысоким. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в 2016 году производство снизилось в 2,5 раза — до 912 единиц. Однако не надо забывать, что этот год был кризисный, тогда как предшествующий ему 2015-й был куда как более удачным: объем выпуска увеличился более чем в три раза, а количество выпускаемых брендов выросло с 1 до 5.
В 2017-м году эксперты ожидают увеличение уровня производства, хоть и не столь бурное. Одним из двигателей могут стать внедорожники: в число самых продаваемых моделей казахстанской сборки этого форм-фактора входит продукция JAC.