Китайским инвесторам принадлежит 11% внешних обязательств госсектора РК, что вызывает у многих опасение. Экономисты не видят в этом угрозы: долг Китаю обусловлен присутствием в стране китайских компаний.
Внешний долг государственного сектора и квазигосударственных организаций, а также долг, обеспеченный гарантиями или поручительствами государства, в 2016 году увеличился на 10%. По данным finprom.kz, он составил 35,8 млрд долларов. Это на 10% больше, чем было годом ранее.
И все же, несмотря на 10% увеличение, сумма внешних обязательств госсектора не смогла дойти до уровня 2014 года (36,2 миллиарда долларов).
Китайский автопром на пороге прорыва в Казахстане
Наибольший объем обязательств госсектор РК держит перед инвесторами из Великобритании — $16,8 млрд, или 47%. Долг перед международными финансовыми организациями оценивается в $8,9 млрд, или 25% всего внешнего долга государственного сектора.
Нельзя не отметить, что порядка 11% всех внешних обязательств госсектора, или 3,9 млрд долларов принадлежат китайским инвесторам. Договор о стратегическом партнерстве с Казахстаном, как и с другими центральноазиатскими странами, был заключен в 2000-х годах. Это привело в том числе к тому, что китайские инвесторы начали скупать акции казахстанских предприятий по добыче и переработке ресурсов недр, главным образом нефти и природного газа.
Директор Центра исследований прикладной экономики Жаныбек Айгазин объясняет существующий на сегодняшний день долг Китаю присутствием в Казахстане крупных добывающих нефтяных предприятий, среди которых CNPC, PetroChina и т. д.
— Многие китайские предприятия, будучи здесь, берут кредиты у китайских банков, которые являются резидентами другого государства.
И хоть проникновение Китая вызывает у кого-то чувство опасения, я считаю это естественным процессом. Китайцы сейчас присутствуют во всем мире. Им нужна экспансия — платежеспособность в самом Китае не такая высокая и вкладывать деньги внутри страны им невыгодно, так как экономика Китая это не переварит. Вот и скупают активы по всему миру, в том числе и в Казахстане, — говорит он.
Айгазин отмечает, что именно в горнодобывающем секторе в 2016 году по сравнению с 2015 годом вдвое увеличился валовый приток иностранных инвестиций, составив 7,1 млрд долларов.
— В целом валовый приток иностранных инвестиций в Казахстан вырос на 40%, с 14,8 до 20,6 млрд долларов.
А межфирменная задолженность увеличилась на 11%, — отмечает он.
Жаныбек Айгазин заявляет, что если не учитывать внешний долг квазигосударственных компаний, то чистый внешний долг казахстанского госсектора (органов госуправлления и ЦБ) составляет 12,9 млрд долларов, или 8% от общей суммы долга в 163 млрд долларов.
Он утверждает, что основным драйвером роста долга выступают прямые иностранные инвестиции, которые и учитываются как внешний долг.
— Из 163 млрд долларов прямые иностранные инвестиции составляют больше половины — 55%. И они засчитываются долгом, отмечает Айгазин.
Экономист Рустем Жансеитов, в свою очередь, считает увеличение внешнего долга не совсем хорошим «симптомом» при сегодняшней ситуации в экономике.
— Ввиду не совсем корректного учета у нас часто учитывают долги нацкомпаний как частные, которые все же являются государственными,
так как владеет и управляет компаниями государство, — говорит он, утверждая, что по приведенным данным частные компании остались должны практически на уровне предыдущего года.
Он уверен, что увеличения заимствований в частном секторе не происходит из-за перманентного ожидания девальвации.
— Последняя девальвация сильно всех напугала и до сих пор создает нестабильность в развитии экономики.
Я считаю, что все-таки более щадящим вариантом была бы постепенная, а не обвальная девальвация, которой мы обязаны сильной региональной и сырьевой привязкой, — говорит Жансеитов.
Между тем, согласно данным аналитиков finprom.kz, центральный банк и финорганизации госсектора в 2016 году, наоборот, сокращали свои внешние обязательства. Долг ЦБ уменьшился на $143 миллиона, а финсектора — на $36 миллионов.
Жансеитов убежден, что банкам удалось сократить долг за счет огромных вливаний от государства для «оздоровления» сектора.
— Если в банковском секторе ситуация не будет улучшаться, то в следующий раз на их спасение денег может просто не хватить,
— предостерегает он.
Что касается долга перед Китаем, то по его убеждению, ничего опасного в нем нет.
— У Китая свободных средств много и он активно кредитует по всему миру без каких-то особых требований, — выражает солидарное с Айгазиным мнение Жансеитов.
С ним солидарен и экономист Асет Наурызбаев, который считает, что долг в 11 % Китаю не несет в себе каких-то рисков.
— Почему в сознании казахстанцев китайцы несут священный ужас? Потому что едят острую еду и пишут иероглифами?
Лично мне это непонятно. Огромная культурная держава почему-то проигрывает медийные битвы на раз, хотя сотрудничество с ней должно, наоборот, быть для всех привлекательным. Нам надо учиться у них, а не бояться. Мы должны построить сотрудничество с ними и сделать так, чтобы к нам приходили лучшие китайцы — это улучшит экономику страны. Национализм, который витает в воздухе, абсолютно беспочвенный, я считаю. Нет китайской угрозы — есть угроза неэффективных проектов с ними, — говорит он.
В целом, рост внешнего госдолга Наурызбаев считает незначительным. Его наличие он связывает с тем, что «проедается» капитал крупных компаний.
— Соответственно,
косвенным образом подтверждается неэффективность госкомпаний. К тому же, государственный сектор непрозрачен,
мы не можем зачастую понять, куда деваются деньги. Конечно, обобщенные отчеты там есть, но как деньги тратятся — подробной отчетности нет ни у одного аналитика, — высказывает он свое мнение.
Кроме того, по его словам, проблема внешнего долга заключена в курсовых рисках.
Насколько сильно Казахстан зависит от китайских товаров?
— Привлекая валютные займы, компания попадает в курсовой риск. Ведь в случае девальвации долг нацкомпаний снова увеличится. Это нефтяники экспортируют все и получают выручку в долларах, а есть же железнодорожные компании и энергетические компании, к примеру, у которых тарифы в тенге.
Сокращение долга у органов госуправления, по мнению экономиста, связано с тем, что им перестали выдавать кредиты за рубежом. А Нацбанку привлекать деньги не особо нужно — только для формирования положительной кредитной истории. Он, по мнению экономиста, и так имеет положительное сальдо валюты.