Имамы-интеллектуалы нужны Казахстану сегодня — религиовед

Не рекомендуя верующим внешне демонстрировать те или иные атрибуты культа, не стоит забывать о гораздо более важной задаче — подготовке тех, кто убережет религиозных граждан от радикализма.

Эту миссию следует возложить на священнослужителей, но они должны иметь отличную квалификацию, подчеркивает профессор кафедры религиоведения ЕНУ им. Л. Гумилева Асылбек Избаиров в интервью sayasat.org.

Вопрос не во внешности

асылбек избаиров

А. Избаиров. Источник — Sayasat.org

— На днях глава государства провел встречу с духовным управлением мусульман Казахстана, где поднял вопрос о влиянии и внешнем виде. Если обращаться к мировому опыту, как подобные вопросы решают другие государства и какие у них результаты?

В разных странах этот вопрос решается по-разному. В соседних республиках дело доходит чуть ли не на уровень закона. Были задержания, были радикальные меры. Есть европейский пример. Вообще,

вопрос не во внешности, вопрос в идеологии

Если вспомнить теракты, их исполняли люди без бородок, то есть похожие на светских. Пытаясь искать что-то во внешнем образе, мы рискуем уйти в другую плоскость. Тем более Казахстан в Совбезе ООН, у нас проводится ЭКСПО, страна имеет свою позицию. И такие радикальные меры — это путь в никуда. Просто здесь неправильная интерпретация слов главы государства.

Новые течения параллельны традиционным

— Насколько остро стоит вопрос между традиционным исламом и новыми течениями? Есть ли между ними конфликт? Могут ли они сосуществовать вместе?

— Конфликт присутствует.

Новые течения – это параллельный ислам со своей позицией

Но так или иначе, когда позиции разные, возникает конфликт. ДУМК, который выступает с позиции государства, должен строить свою политику на основе консолидации, а не конфликтов.

Миссия служителей культа

— На 2-м Форуме имамов «Ислам и цивилизация», организованном Духовным управлением мусульман Казахстана, обсуждались и были единогласно одобрены два документа, подготовленные ДУМК – это концепция «Лучший интеллектуальный имам ХХІ века» и «Традиционный ислам – мазхаб Абу Ханифы». Какую оценку можете дать этим документам?

— Практическое значение документов большое.

Мы должны вырабатывать интеллектуальных имамов

Это критерии, которые касаются обучения и переквалификации. Требования есть к имамам как к людям общественным, которые должны уметь отвечать на вызовы, и может быть даже радикализма, хотя здесь я придерживаюсь другого мнения. Вопросы противодействия в компетенции КНБ, а ДУМК должен разъяснять такие понятия, как например, что такое традиционный ислам, его содержание и что именно это направление является выражением консолидации общества.

ДУМК должен доносить до общества понятия и идеи традиционного ислама

Светскость и атеизм

— Есть ли в Казахстане проблема соотношения светскости и религиозности, на ваш взгляд?

— Светский образ – это равноудаленность от всех течений. Государство должно выступать как орган наблюдающий, контролирующий. Если же оно войдёт в эти отношения, то станет субъектом. Это, во-первых.

Во-вторых, в плане светскости и духовности были перекосы — те же намазхана. Светскость – это принцип госуправления. Президент четко обозначил, что светскость – не значит атеистичность. И эти грани мы должны четко соблюдать.

# # #