Теологи и политологи по-разному восприняли предложение Назарбаева о запрете внешних признаков принадлежности к экстремистским сектам.
Кто-то посчитал эти меры неэффективными, но кто-то и уточнил — слова вырвали из контекста, речь шла о концептуально новом подходе к работе с нетрадиционными религиозными сектами.
Напомним, Нурсултан Назарбаев предложил законодательно запретить молодым людям отпускать бороду, а девушкам «полностью покрывать себя черными одеяниями». Предполагается, что эти меры должны поспособствовать борьбе с радикальными течениями.
В связи с этим напрашивается логичный вопрос: действительно ли такого рода запреты смогут сократить количество радикальных угроз? Или же наоборот, их введение вызовет непонимание определенной категории граждан?
Опасение вызывает и то, что под действие подобных законов могут невзначай попасть люди, имеющие только внешние атрибуты религиозных течений, которые на деле к радикализму непричастны.
С этим согласен политолог Замир Каражанов. По его мнению, учитывая, что далеко не каждый человек, носящий закрытую традиционную одежду и отпускающий бороду является экстремистом, запретительные меры вряд ли помогут в решении проблемы экстремизма и терроризма в стране.
— Такие явления как радикализм, с которыми сталкиваются сегодня многие страны, происходят не от религии, а от того, что люди плохо просвещены в вопросах религии. И таких легче ввести в заблуждение:
достаточно поверхностное знание канонов ислама приводит к тому, что людей мошенническим образом втягивают в различные радикальные течения
Так что, я думаю, внедрение запретов на одежду не будет особо полезным в борьбе с радикализмом. Бороться нужно совершенно другими методами, — уверен Каражанов.
Политолог считает, что проблема, связанная с радикальными религиозными течениями, актуальна не только для Казахстана, но и для других стран.
— Сейчас в Европе тоже ставят вопрос о том, чтобы запретить появляться в религиозной одежде. Причем речь не только о мусульманской, но и о некоторой христианской, — подмечает он.
Каражанов полагает, что введение запретов на бороды и черные религиозные одеяния может привести к тому, что данные меры будут применяться избирательно, ввиду низкого профессионализма правоохранительных органов.
— Проблема не в том, что у нас плохие законы, а в том, как эти законы исполняются.
Сегодня много тех, кто страдает от низкой компетентности правоохранительных органов и судебной системы.
Поэтому может получиться, что не разобравшись полиция будет безосновательно преследовать и арестовывать людей, — утверждает он.
В целом, по его наблюдениям, религиозные запреты еще никогда не приносили положительных плодов.
— В качестве примера можно привести современную Турцию. Там в свое время были заветы Ататюрка, говорившего, что необходимо строить светское государство, которое не будет базироваться на ценностях ислама. И большая часть государственных переворотов там происходила на почве борьбы за светские ценности.
То, что сегодня в Турции усиливаются исламские настроения, говорит, что в свое время верующих сдерживали, ограничивая тем самым духовные потребности населения
А потребность в религии — это тоже потребность. И сегодня она привела к тому, что Эрдоган, придя к власти, в какой-то степени «поставил крест» на светских ценностях, заложенных Ататюрком, — отмечает он.
При этом политолог согласен с тем, что
упомянутая президентом одежда не является частью ценностей казахского народа
— Да, такая одежда не характерна для Казахстана. Несомненно, ограничительные меры могут оказать влияние. Но я думаю, что глядя на пример Турции, нужно для начала разобраться, с чем связана популярность хиджабов. Просто хотя бы для себя ответить на этот вопрос, прежде чем реализовывать какие-то решения. Иначе через десять лет мы можем очутиться не в светской развитой стране, а оказаться в другой реальности. Там, где будет установлена единоличная власть, ограничены политические права населения, как сегодня и происходит в Турции. И в любой стране, когда население ограничивают в чем-то, через лет 10-15 происходит обратный процесс, так сказать, эффект маятника, — говорит Каражанов.
Политолог Азимбай Гали также считает, что любые запреты, касающиеся одежды, это борьба с внешними проявлениями. А нужно обращать внимание на поведение лиц, придерживающихся нетрадиционных течений.
— Салафиты сами по себе люди очень нервные и нетерпимые к окружающим
Однажды на улице мне как-то повстречался представитель этого течения. По крайней мере, мне он таковым показался: это был казах, с ним были жена и ребенок лет 4-5-ти. Жена в хиджабе, он с пышной бородой. Я лишь сделал замечание —казалось, ребенок устал, и я посоветовал отцу взять его на руки. В ответ прозвучало: «Еще одно слово, и тебе конец!», — вспоминает политолог, отмечая, что бороться государству нужно не с формой, а с содержанием.
Он считает, что запретительные меры зачастую вызывают у общества только раздражение. И если правительство примет закон о запрете на бороды, короткие штаны и паранджу, это приведет только к росту количества радикально верующих людей.
— Запрещать бороду и хиджаб — это то же самое, что запрещать девушкам носить короткие юбки. А может девушка хочет поскорее выйти замуж и для этого старается себя «показать»? — проводит параллели эксперт.
По его мнению, формальные запреты хоть и ставят во главе угла борьбу государства с радикальным исламом, на деле же такой подход является ограничением частной жизни.
Между тем, по словам Аскара Сабдина, теолога и директора Центра прикладных исследований религии «Мысль», появившаяся в СМИ информация о грядущем запрете лишь внешних атрибутов представителей радикальных течений вырвана из контекста. В частности, он отмечает, что по всей видимости, речь шла о бороде определенной формы, свойственной представителям радикальных течений, для которых борода чуть ли не главный признак (сыфат) веры.
— Вероятно, имелась в виду характерная неопрятная борода и свойственные этим людям короткие штаны
Вырывать это из контекста и обобщать я считаю неправильным. В продолжении глава государства пояснил, что речь идет о тех, кто сознательно выступает против нашего общества и имеет цель внести раскол среди населения. Что касается женских черных одеяний, в данном случае скорее всего имелся в виду никаб — черное одеяние, закрывающее все тело, а в некоторых случаях и глаза, — полагает он.
Как известно, никаб запрещен в некоторых мусульманских странах, таких как Турция и Египет, и сегодня воспринимается нашим обществом как признак фанатизма. Эксперты-теологи неоднократно говорили о нецелесообразности его ношения в наших условиях с точки зрения исламского призыва.
В целом, как отмечает Сабдин, в выступлении главы государства речь шла о нескольких признаках, свойственных нетрадиционным религиозным течениям, касающихся только внешних атрибутов.
— Характерных признаков у лиц, придерживающихся радикальных религиозных взглядов, очень много.
Никого не задерживают только по одному из признаков — обычно учитывается вся подноготная человека
Этим сегодня занимаются как госорганы, так и гражданский сектор: мы имеем полное представление об убеждениях радикалов, проводим диагностику, таким образом определяется приверженность человека к запрещенным радикальным течениям. Если религиозная идеология пропагандирует принципы сродни расистским и фашистским — вражду и ненависть, исключительность, право на агрессию и применение силы, я считаю, что в нашем государстве она должна быть запрещена. Об этом я говорю давно. И это нормально.
Идеологии, которые наносят вред нашему обществу и терроризируют население, должны быть запрещены
События последних десятилетий убеждают, насколько опасны для общества могут быть люди, мотивированные определенными деструктивными религиозными убеждениями, — говорит Аскар Сабдин
По мнению Сабдина, сегодня недостаточно повышать лишь религиозную грамотность в обществе, нужно в целом повышать общую грамотность казахстанцев.
— Сегодняшние события на ближнем Востоке могут послужить нам знаковым примером — несмотря на то что там религиозная грамотность находится на весьма высоком уровне, это не спасло их от смуты и кровавых конфликтов, — подчеркивает религиовед.
Замир Каражанов добавляет, что
казахстанскому обществу нужно прививать терпимость друг к другу,
так как радикалы появляются как правило в нетерпимом разрозненном обществе.
— Какую для примера ни возьмите расколотую страну, где присутствуют элементы насилия, деление внутри общества, неприятие одной части населения другой, преступность — там обязательно начинают появляться радикальные течения. А в тех странах, где общество более солидарно, едино и целостно, для радикалов остается очень мало пространства. Здоровый психологический климат в обществе не дает развиться экстремизму, — заключает политолог.