Всему виной — недостаточная поддержка многодетных семей государством, отсутствие системного подхода в вопросах материнства и детства и принятие «антинародных» инициатив. Одна из таковых обяжет многодетных матерей выходить на работу.
Информация о том, что с 1 января 2018 года в Казахстане многодетных матерей заставят выходить на работу, вызывает недоумение. В сообщении говорится, что адресная соцпомощь со следующего года будет разделена на два вида: безусловную и обусловленную.
Безусловную будут получать лишь те семьи, где нет трудоспособных членов. К примеру, если опеку над детьми осуществляют инвалиды или пожилые пенсионеры. Если же в семьях будет как минимум один работоспособный гражданин, с ними будет заключен новый контракт, который обяжет их трудиться. В противном случае пособия не будет. Если же на работе зарплата работающего члена семьи превысит 13 тысяч тенге, то есть половину прожиточного минимума, семья также будет лишена пособий.
Несколько позже Министерство труда пояснило предлагаемые поправки. Оказалось, что если в семьях трудоспособные члены по объективным причинам не смогут участвовать в мерах содействия занятости, то лишать безусловной денежной помощи их не будут. В качестве таких причин они привели ситуацию, когда мать воспитывает детей дошкольного возраста в одиночку. Из этого можно сделать вывод, что если дети пошли в школу, то единственного кормильца многодетной семьи все же обяжут выйти на работу.
В целом, как говорится в министерстве, нововведение поспособствует стимулированию потенциала семьи для выхода из состояния бедности.
По мнению Марианны Гуриной, президента фонда «Ұлағатты жанұя»,
этими новшествами государство признается в своем бессилии и неуважении к женщине
— На мой взгляд, такие методы являются позорными для страны.
Она подчеркивает, что и сегодняшняя поддержка семьи несоразмерна ситуации, в которой находятся многие казахстанские семьи: прожить на эти деньги невозможно.
— У нас есть две категории многодетных матерей. «Кумис алка» — эту награду получают матери шестерых детей и «Алтын алка» — выдается матерям, родившим 7 и более детей, — рассказывает Гурина.
При этом размер пособия для матерей родивших 4 и 5 детей составляет 9400 тенге, а для обладателей «Кумис алка», на текущий год — 14522 тенге.
По ее словам, учитывая, что плотность населения в Казахстане низкая, государству нужно направлять все усилия на улучшение демографической ситуации, а не наоборот.
— Поддержка сводится к мизеру в отношении женщин и детей. Я считаю такой дисбаланс оскорбительным и унижающим. Будут ли в этих условиях казахстанские женщины рожать детей или нет — выбор каждого. Однако результат последних лет налицо:
если раньше в традиционной казахской семье наличие пятерых-шестерых детей считалось нормой, то сегодня, произведя на свет двоих, семья заканчивает дальнейшие «эксперименты»,
потому что большего количества детей им не поднять.
Также Марианна Гурина отмечает, что если не брать в расчет небольшую материальную помощь государства, то остальных льгот по поддержке многодетных семей в Казахстане попросту не существует.
— То, что мать пойдет на работу — кому она сделает лучше, если ее дети останутся без присмотра? Даже если не поднимать вопрос, могут ли дать школа или детские сады достаточно внимания и любви, возникает другой логичный вопрос: сколько нужно всего купить, чтобы повести детей в детский сад и школу одетыми и обутыми? Эта тема настолько унизительна, что ее нужно поднимать бесконечно, — уверена Гурина.
Эксперт считает предлагаемые государством меры в отношении многодетных семей необдуманными.
— Мне все время кажется, что мы с политиками живем на разных берегах: они на левом, мы — на правом. На левом берегу не существует тех проблем, которые мы остро ощущаем, будучи на правом. У нас все время то снег, то град, а там прекрасная погода. И очень трудно докричаться, потому что
депутатам кажется, то, что происходит с нами — это норма и их предложения не несут никаких проблем
Так им видится из кабинетов, когда вокруг золото и бездушные высотки. Действительно, пусть мать идет работать — никто даже не пытается задуматься, что несет в себе это решение. Просто один сказал — остальные его поддержали, — говорит президент фонда “Ұлағатты жанұя”.
Зульфия Байсакова, председатель Союза кризисных центров, в свою очередь считает, что инициаторы поправок скорее всего не успели просчитать все нюансы. Тем не менее, она считает, что в целом сегодня в Казахстане очень сильно «хромает» программа поддержки материнства и детства.
— Отдельной программы по детям вообще нет.
Все, что касается несовершеннолетних, отображено частями в разных документах. А совокупного документа, который бы определял статус ребенка, нет
У нас принято, чтобы ребенок был накормлен и напоен, а принимать активное участие в воспитании детей общество, к сожалению, не готово. Многие многодетные родители занимаются только тем, что «кормят и поят детей», условно говоря, не дают им погибнуть. Воспитанием же на достойном уровне занимается мало кто из родителей. Поэтому политика государства в этом случае вообще непонятна, — говорит Байсакова.
Зульфия Байсакова недоумевает, каким образом в Казахстане формируется сумма пособий для многодетных семей.
— Почему пособие многодетной матери должно быть меньше, чем минимальная заработная плата? Все эти расчеты не основываются на каком-то системном подходе. Мы видим, что если женщина получает 13000 тенге, то эта сумма не соотносится даже с минимальной заработной платой казахстанца. А стало быть, она живет за гранью прожиточного минимума, то есть бедная.
Нам нужно систематизировать систему начисления государственных пособий, которая была бы основана на каких-то общепринятых стандартах, хотя бы казахстанских,
— говорит Байсакова.
Поэтому, по ее словам, нужно отталкиваться от минимальной заработной платы и умножать эту сумму на количество детей в многодетной семье.
— Почему мы думаем, что ребенок меньше ест и затраты на него меньше? Он же тоже посещает какие-то учреждения, ему необходима одежда. Поэтому у каждого ребенка должно быть какое-то минимальное пособие, но не две тысячи! — говорит Байсакова.
Также она уверяет, что государство имеет право требовать трудоустроить многодетных мам, только предоставив взамен все необходимые условия по устройству детей в детсады, секции и т. д.
— Такими решениями как обязывание матерей работать, наше государство движется не в сторону прогресса, а попросту деградирует. Мы не улучшаем жизнь детей исходя из современных реалий, мы ухудшаем жизнь некоторых слоев населения, в том числе и поддержкой подобных антинародных мер, — заключает Байсакова.
По убеждению Зульфии Байсаковой, правительству следует внедрить национальную программу по поддержке семьи, которой сегодня нет.
— Нужно внедрить поддержку в отношении матери и ребенка. И не с точки зрения выплат, нужны комплексные меры.
Стоит рассматривать ребенка как целостный объект, который нуждается не только в удовлетворении физических потребностей, но и в развитии как личность. Нам, казахстанцам, очень важно, чтобы каждый ребенок в нашей стране имел какой-то потенциал, который впоследствии пригодился бы для развития нашего государства, отмечает она.
В качестве примера программы по поддержке многодетных семей хочется привести государственную программу Франции «Большая семья», которая была введена в 1921 году. Она предусматривает налоговые льготы для многодетных семей. С каждым рожденным ребенком налоги уменьшаются. В итоге семьи с 4-мя детьми и более налоги практически не оплачивают. До шестилетнего возраста оказывается помощь и в оплате ясель или няни.
Если доход семьи во Франции составляет менее 5000 евро, то на каждого члена семьи выплачивается примерно 183 доллара дополнительно
Кроме того, 123 доллара на второго ребёнка, 282 — на третьего, 443 — на четвёртого, 600 — на пятого и каждого следующего, вплоть до совершеннолетия. Возможно, именно поэтому Франция имеет высокий процент рождаемости среди стран Европы.
Размер пособия для многодетных и малообеспеченных семей в США также позволяет им комфортно существовать — он варьируется от 160 до 700 долларов.
В Германии все граждане, проживающие совместно с детьми, получают пособие 154 евро на ребенка, на 4-ого и последующих детей сумма увеличивается до 179 евро. В Великобритании, наоборот, самый большой размер пособия выплачивается только на первого ребёнка, а с каждым последующим уменьшается наполовину.
В Австрии пособия на детей до 10 лет варьируются от 130 до 180 евро (в зависимости от того, какой ребенок по счету), а с 10 до 19 лет могут достигать порядка 200 евро.