Нелегкой судьбой казахстанских женщин озаботился юрист Жангельды Сулейманов.
«Защитим наших женщин» — называется его пост в Facebook, посвященный этой проблеме.
— У женщин в Казахстане 18 часовой рабочий день, без выходных и праздников. Женщины с утра готовят завтрак для всей семьи, потом детсад и школа, потом работа с 9 до 19 в лучшем случае, потом домой — готовка ужина, уборка, стирка, домашние школьные задания, супружеский долг. Измотанная женщина ложится в 12 часов ночи, чтобы утром в 6 часов встать и все сначала. И так каждый день, а в выходные еще хуже, — написал юрист. После чего обозначил конкретное предложение, «чтобы хоть немножко облегчить женскую участь».
— Предлагаю сократить им рабочий день до семи часов. А в пятницу вообще пусть работают до обеда
И запретить работодателю задерживать женщин после окончания рабочего дня. Этим особенно грешат госорганы. За нарушение правила нужно будет увольнять руководителей. И пусть это свободный час женщины отдохнут от всех нас.
Казахстанцы не ценят работу. Работодатели не ценят казахстанцев
Пост юриста даже продублировали несколько информационных агентств. Значительная часть завсегдатаев казахстанского сегмента интернета восприняли предложение более чем серьезно. Некоторые даже выдвинули собственные дополнения и уточнения. Например, рабочий день надо действительно сократить, но только для замужних женщин с детьми, что по мнению комментатора, даст
«еще один стимул выйти замуж и рожать детей, улучшать демографическую ситуацию»
Другой комментатор предложил пойти еще дальше и дать большей аудитории возможность работать на дому.
— А я вообще за то, чтобы расширяли возможность работать из дома (для офисных работников, где это возможно) — хоть на дороге до работы времени можно уйму сэкономить, не говоря уже о бензине, сокращении выхлопных газов в воздух и сокращении пробок в городах! В Германии это дело сильно поощряют, особенно для женщин (особенно квалифицированных), зачастую в декретное время. Предлагают дополнительно к декретным деньгам еще и на полставки поработать без сокращения декретных, потому что не хотят, чтобы женщины теряли квалификацию или вообще потом оставались навсегда дома. Там тоже высококвалифицированных кадров не хватает. И архитекторы, и инженеры, и бухгалтеры, даже секретари и прочие из дому работают — и не только женщины, но и мужчины. Зато сколько денег на бензин, сколько времени экономят, — написал он.
По мнению председателя Национальной Лиги потребителей Казахстана Светланы Романовской, в предложении имеется рациональное зерно.
— Я думаю, это было бы неплохо, особенно для молодых женщин, у которых маленькие дети. В Европе вообще у них сокращенный рабочий день. При этом и в детском саду во многих странах ребенка нельзя оставлять до вечера. Во Франции, например, всего на четыре часа. Причем сам детсад тоже стоит неплохих денег. Таким образом государство способствует тому, чтобы родители сами занимались детьми, а не возлагали эту обязанность на детсады или школы.
В Швеции переходят на 6-часовой рабочий день
При этом Романовская уточняет, что если какие-то льготы вводить, то не для всех женщин поголовно, а только для тех, кто в этом действительно нуждается.
— Следует смотреть в каждом конкретном случае, сколько там детей, какой доход, может ли няню нанять, помогает ли кто-нибудь. Должны быть какие-то условия, которым они должны соответствовать. Проще говоря, женщина должна обосновать, зачем ей нужен этот час, — говорит она.
Однако Романовская указывает на большой подводный камень. По ее словам,
«если мы вводим какие-то льготы для одной группы людей, тем самым взваливаем дополнительный груз на плечи остальных»
— Такие решения не должны оплачиваться из нашего кармана. А кому-то за это платить придется, — говорит она.
По мнению Романовской, те убытки, которые бизнес понесет в результате сокращения рабочего дня женщин, он будет восполнять разными другими способами. Например, повышением цен на свои товары и услуги.
За повышение цен на продовольствие будем наказывать — Назарбаев
— Вопрос — кто в итоге будет компенсировать работодателю все связанные с этим решением расходы? У нас и так огромные несоразмерные цены, которые к тому же постоянно растут. Когда доллар рос — цены росли, когда доллар понизился — цены не упали, — утверждает она.
В завершение темы Светлана Романовская заявила, что главное — чтобы «государство заботилось обо всех»
— Нужно поддерживать молодые семьи, в которых двое и более детей. Их воспитанием занимаются и мужчины, — утверждает она. — Я вообще не люблю, когда женщин каким-то образом выделяют. Женщина не только в правах, но и в обязанностях должна быть одинакова с мужчиной, так что я за равенство.
Подытожила Светлана Романовская разговор тем, что «если ситуация потребует введения каких-то льгот и привилегий, то они должны касаться и женщин, и мужчин». Если таковые вообще потребуются.
Директор общественного объединения «Женщины за будущее нации» Жанна Бороздина полагает, что если какие-то льготы для женщин вроде предложенных юристом будут вводиться, то это не только не облегчит жизнь, но даже может ухудшить. А планируемого эффекта, чтобы хоть как-то компенсировать ухудшения, они и не принесут.
— Где эти условия будут соблюдаться? Может быть, в некоторых государственных учреждениях, если это будет законодательно прописано, но в основном норма останется только на бумаге. Фактически это неисполнимо. У нас уже есть нормы, что рабочий день должен быть 8 часов, сверхурочные оплачиваются, прописаны выходные дни и так далее. Во многих ли местах они соблюдаются?
Даже в государственных учреждениях руководители в большинстве своем мужчины, а вот в исполнительном аппарате — женщины, считает Жанна Бороздина.
— В сфере образования, социальной защиты и многих других в основном трудятся женщины. И если они будут уходить на час раньше,
то кто вообще тогда будет работать?
— задается она вопросом.
Жанна Бороздина предлагает средство «облегчить жизнь не только женщинам, но вообще всем». По ее мнению, для этого необходимо ввести строгий централизованный контроль в государственных, да и всех других учреждениях, за соблюдением трудового законодательства, в том числе и нормированного рабочего дня. Вплоть до того, чтобы в шесть часов вечера учреждения (как минимум государственные) насильственно закрывались. Заодно, утверждает общественник, и электроэнергия будет экономиться.
— Бизнес, конечно, практически невозможно заставить, — считает Жанна Бороздина, — но меня в этом плане очень волнует государственный сектор. Здесь должна быть строгая система менеджмента работы.
Сейчас госсектор работает, что называется, «с кондачка»
Например, министерство спускает какую-то директиву в регионы. Сделали они ее 15 марта, в регионах получили 20 марта, в департаменты попало 28 марта, сделать нужно до 1 апреля. А пока дошла до отделов — апрель уже начался. Эта вертикаль очень плохо работает, в отделах вместо самой работы занимаются отписками.
В случае введения каких-то привилегий вроде предложенных выше, считает Жанна Бороздина, может появиться проблема и с трудоустройством.
— Если такие законы принять — женщин вообще на работу брать перестанут,
— говорит она, — потому что никто не будет заинтересован в работницах, которые будут работать меньше, а получать столько же, сколько мужчины на равноценных должностях.
Трудоустройство социально-уязвимых женщин обсудили в Алматы
Примерно так, считает общественник, обстоит дело сейчас и с декретными отпусками:
— Во многих ли местах делают, как положено по закону? На местах это сплошь и рядом не исполняется, — утверждает она.
Несмотря на наличие позитивных оценок, значительная часть пользователей соцсетей отреагировала на предложение отрицательно. И озвученная Бороздиной причина — женщинам под разными предлогами начнут отказывать в приеме на работу — была одной из основных, если не самая основная.
В целом то ли полушуточная, то ли абсолютно серьезная инициатива юриста Жангельды Сулейманова получила больше негативных оценок, нежели позитивных. Слишком много проблемных моментов может возникнуть, считают казахстанцы. И неприятности, по мнению многих, обещают появиться не только у мужчин, но и у самих женщин.