Вдоль плодородных полей северо-восточного средиземноморья ряд за рядом прямо на ветках гниют помидоры.
Последствия войны в Сирии проникают в Турцию всё дальше. Санкции, наложенные Путиным 16 месяцев назад в ответ на сбитый российский истребитель, до сих пор толкают фермеров в пропасть.
Мы не сможем выжить без российского рынка. Потери продукции вследствие порчи никогда не были настолько высокими,
— говорит Мунир Сен, глава ассоциации брокеров садово-огородной продукции в Мерсине, крупнейшем южном морском порту Турции.
Усилия Эрдогана по восстановлению дружественных отношений с Путиным привели к снятию самых строгих санкций – ключевой для Турции туристической отрасли. Но в ситуации, когда оба лидера преследуют свои цели в Сирии, Путин отказывается снять запрет на импорт томатов, сдерживая рынок, который насчитывал до 70% турецкого экспорта овощей и фруктов. В то время как некоторые поставки перенаправляются, образовавшаяся российская дыра стоимостью в четверть миллиарда долларов слишком велика, чтобы её можно было заполнить.
Давление Путина подливает масла в огонь социальных проблем, увеличивающуюся безработицу и торговый дефицит, при этом обращая бедственное положение фермеров и продавцов в предвыборные обещания Эрдогана перед референдумом по предоставлению ему дополнительных полномочий 16 апреля. Турция в свою очередь отвечает запретами на закупки пшеницы из России. Такая ответная реакция чревата для страны, которая является крупнейшим экспортёром муки и одним из крупнейших потребителей хлеба на душу населения.
«Эскалация ситуации в духе зуб за зуб неустойчива», заявил министр сельского хозяйства Фарук Челик в интервью 29 марта в Стамбуле, призывая Россию провести переговоры о соглашении и избежать причинения вреда как производителям, так и потребителям в обеих странах.
«Мы нужны друг другу», заявил Челик.
Испытывающие трудности турецкие фермеры находятся в заложниках у гораздо более разрушительного разногласия – многонациональной войны марионеток в Сирии.
В то время как Путин заручился поддержкой Эрдогана в усилиях по прекращению шестилетнего конфликта, в который Россия вмешалась в ноябре 2015 г., лидеры обеих стран по-прежнему имеют сильные разногласия. С одной стороны это недовольство стремлением Турции сместить Башара Асада, союзника Путина, с другой — оказание Москвой поддержки курдским силам, которых Анкара считает террористами.
По словам Александра Шумилина, руководителя Центра ближневосточных конфликтов в Москве, сохранение некоторых сельскохозяйственных запретов служит двум целям Путина. Это позволяет России сохранить рычаги влияния на Эрдогана, а также помогает отечественным компаниям инвестировать в производство продуктов питания в ходе поддержки стремления Кремля к самообеспечению.
Продовольственная вражда началась с большой помпой в России в январе 2016 года. Тогда государственное телевидение транслировало показательное уничтожение турецких помидоров. На фоне призывов регуляторов в Москве сохранить запрет в течение нескольких лет, инвесторы, включая миллиардера Владимира Евтушенкова, начали заходить в индустрию.
— После введения запрета были сделаны значительные инвестиции в производство отечественных томатов, и для защиты этих инвесторов запрет должен сохраняться, — сказал Вольфанго Пикколи, сопредседатель аналитической компании Teneo Intelligence в Лондоне. — Интуиция подсказывает, что реальная причина заключается в том, что Россия продолжит оказывать давление на Турцию по политическим причинам.
10 марта по пути в Москву Эрдоган выразил уверенность, что ему удастся убедить Путина снять все оставшиеся санкции. Вернулся он почти с пустыми руками – Россия сняла ограничения только на некоторые овощи, которые все вместе едва ли составляют значимую долю от объёма продаж томатов.
«Россия сняла ограничения на некоторые продукты, которые в совокупности составили 19 млн долларов. Это стоимость того, что экспортируется одной маленькой компанией», заявил министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу в интервью 6 апреля в Анталье.
Путин «взломал» президентские выборы в США
По-видимому, уязвленный упреком, Эрдоган предпринял ответные действия через 4 дня, когда поддерживаемая Турцией оппозиция в Сирии неожиданно вышла из многосторонних мирных переговоров, которые Россия организовала в Казахстане. Министр иностранных дел Сергей Лавров, явно разозленный, потребовал от Анкары объяснений.
Ответной реакцией стало решение Турции нанести удар по России приёмом из «разрешённого списка», который используется брокерами зерна во избежание штрафных пошлин на импорт. Перспектива быть запертой на ключевом рынке вызвала тревогу в Москве. Это также способствовало первому снижению цен на пшеницу для отгрузки с Черного моря с конца 2016 года.
По данным доклада украинского консультанта «УкрАгроКонсалта», Россия может продать большую часть пшеницы, которую не купит Турция, странам Африки. Но Россия уже изо всех сил пыталась продать рекордный урожай в условиях глобального избыточного предложения, это привело к прогнозам, что она может потерять свой титул крупнейшего в мире экспортера уже в этом году.
А в конечном счёте страдают потребители.
«Продовольственные запреты необходимо убрать. Зимой у нас совсем нет овощей, это просто дико!», говорит Анастасия Палони, переводчик из Москвы.
Со своей стороны Турция увеличила импорт зерна из стран Балтии, чтобы заполнить российский разрыв, и забронировала поставки из стран, включая Украину и Венгрию, согласно S & P Global Platts. Но Турция также будет изо всех сил пытаться найти пшеницу с высоким содержанием белка, которую нужно реэкспортировать в виде муки. Об этом в интервью в Киеве 5 апреля заявил трейдер зерновой торговой компании Nibulon Владимир Славинский.
— Я не ожидаю, что турецкие покупатели изменят свои предпочтения, потому что они покупают эту пшеницу не для покрытия внутреннего спроса в Турции, а для производства муки и ее экспорта. Качество по-прежнему останется проблемой в этом случае, — сказал Славинский.
Тем не менее, Турция занимает жесткую позицию. 21 марта министр экономики Нихат Зейбекчи пригрозил «сократить до нуля» ежегодный объем продаж российской продовольственной продукции в размере 1,83 млрд долларов в Турцию, если все запреты не будут отменены.
Его предупреждение появилось на следующий день после того, как сирийские курдские боевики объявили о том, что Россия согласилась обучать их. Россия не отрицает этого, лишь заявив, что у нее есть армейская часть в курдской северо-западной Сирии для наблюдения за прекращением огня.
Давить на Эрдогана можно до определённого момента. При этом давление на Турцию может оказаться бумерангом,
— говорит Алексей Малашенко, эксперт по Ближнему Востоку в московском Карнеги Центре.
Признаков ослабления противостояния не наблюдается. Эрдоган и Путин продолжают оказывать поддержку противоборствующим сторонам в сирийской войне. После того как Дональд Трамп нанес удар по Сирии на прошлой неделе в ответ на применение химического оружия, в котором обвиняется режим Асада, Россия назвала это вмешательство опасным нарушением международного права. Турция поддержала удар и предложила США любую поддержку, в которой те могут нуждаться в Сирии.
Токаев прокомментировал удар США по Сирии
В понедельник Россия предупредила, что может восстановить запрет на чартерные рейсы в Турцию, сообщает Союз туристской индустрии. Ранее запрет на поездки, введенный в 2015-м, опустошил часть туристической индустрии Турции. По сравнению с 4,5 млн в 2014 году, в 2016-м ее посетили только 866 000 россиян.
Эрдоган и Путин похоже упёрлись в позиции, которые считают жизненно важными для национальной безопасности. Никакого облегчения при этом для томатной промышленности Турции не предвидится.
«Производители возлагали большие надежды на этот год и надеялись, что связи с Россией улучшатся. Но тщетно», сказал в интервью по телефону брокер из Мерсина по имени Сен.
Источник: Bloomberg