Заявление министра Жениса Касымбека о строительстве ряда платных дорог поставило вопрос: а будет ли бесплатная альтернатива? Юристы разъясняют: никто не обязан таковую строить.
Юрист Жангельды Сулейманов прокомментировал ситуацию следующим образом:
— Этот момент регулируется законом «Об автомобильных дорогах», в котором четко сказано, что
наличие альтернативных маршрутов не является обязательным условием для придания дороге либо участку дороги статуса платного.
По словам юриста, решение о придании статуса платного дороге либо участку дороги «включает в себя понятие альтернативной дороги не как необходимое условие, а лишь в информативном порядке». То есть в решении указывается начало и окончание такого участка дороги и просто для информации даются сведения об имеющихся альтернативных путях. При этом их наличие либо отсутствие никак не влияет на само решение.
— Таким образом, казахстанское законодательство допускает введение платной дороги даже в том случае, если не существует бесплатного альтернативного направления, — резюмирует Жангельды Сулейманов.
Напомним, министр по инвестициям Женис Касымбек огласил список дорог, которые станут платными уже в этом году.
— В декабре 2017 года мы запустим систему взимания платы на участках Астана — Темиртау, Алматы — Капшагай, Алматы — Хоргос. Общая протяженность — более 400 км, почти 500 км, — сказал Женис Касымбек во время правительственного часа в мажилисе.
По словам министра, стоимость проезда по таким дорогам составит 1 тенге за километр для легкового транспорта, от 6 до 10 тенге — для грузового.
После этого у некоторых представителей общественности возник вопрос: насколько законно введение платы на дороге из пункта А в пункт Б при условии, что другого способа добраться этим маршрутом на автомобиле кратчайшим путем не существует? Именно так обстоит дело, например, с дорогой «Алматы — Капшагай». Но оказывается, что по меньшей мере, юридически все корректно.