Внешний долг страны за 9 месяцев 2016 года вырос на 7,6% — теперь это свыше 165 млрд долларов. Большая часть – займы национальных компаний.
Из-за того, что долговые отчетности этих организаций не открыты, экономисты называют такие задолженности «опасными». Ведь в случае неспособности погашения займов нацхолдингами деньги на это пойдут из бюджета, говорят эксперты.
По сообщению Национального банка, в структуре внешнего долга
По словам экономиста Алмаса Чукина,
самая большая часть казахстанского внешнего долга складывается из суммы инвестиций в нефтяной сектор и долгов национальных компаний страны
Экономист в двух видах этих долгов видит большую разницу. В первом случае международные нефтяные компании, работающие в Казахстане, перечисляют деньги в свои дочерние организации, которые оформляются как внешний долг. Этот вид займа макроэкономист называет формальным. Второй вид – займы нацкомпаний — вызывает опасения.
– Суверенный долг Казахстана относительно маленький, мы почти все погасили. Это незначительная цифра, учитывая, что у нас ВВП, в зависимости от курса, в районе 140 млрд долларов. Но там есть одна большая разница между долгами, – говорит экономист Алмас Чукин. – Есть коммерческие долги казахстанских компаний – внутрикорпоративные. Например, американская нефтяная компания Exxon добывает нефть в Казахстане. Она присылает инвестиции своей дочерней казахстанской компании, которые оформляются как долг. С точки зрения статистики, это долг. В принципе, нас это не волнует, это нормальная практика. Скачок общего внешнего долга Казахстана, как мне кажется, связан с такими статистическими данными. Но в основном увеличение суммы долга нужно связывать с освоением Кашагана, тем более, что сейчас Chevron начал делать вторую фазу расширения.
Есть еще один вид долга, который действительно страшен, и он очень большой – это займы всех наших нацкомпаний. Они серьезно наращивают долги, к тому же эти процессы не очень прозрачные и публичные
Вот этот долг нехороший. С виду коммерческий долг, но ведь мы все понимаем, что если эти компании будут не в состоянии рассчитаться, платить придется из бюджета.
Чтобы снять риски с бюджета, нужно вывести на прозрачный уровень схему расходов национальных компаний, предлагает другой казахстанский экономист Магбат Спанов. Погасить же внешний долг, большую часть которого составляют расходы квазигосударственного сектора, теперь можно лишь путем увеличения цен на нефть, которая не зависит от Казахстана.
– Экономисты не раз высказывались — работу квазигосударственного сектора и национальных компаний необходимо контролировать. Чтобы их бюджет проходил экспертизу и утверждение в парламенте. Необоснованный рост внешнего долга идет из-за того, что эти компании уже второй десяток лет находятся не под контролем, без применения своих специфических законов. Есть несколько путей решения этого вопроса. Первое, конечно, если нам повезет, — увеличить цены на сырье и за счет этого погашать долги. Второе – увеличить выпуск экспортоэффективной готовой продукции. Третье – то, что пыталось сделать правительство — задействовать продажу земель.
Говоря об инвестициях в нефтяном секторе, оформленных в виде внешних долгов, Спанов, в отличие от экономиста Чукина, не спешит списывать их в счет безопасных и формальных.
– Самый большой долг – это внутрифирменный долг, связанный с нефтедобывающим сектором. В принципе, конечно, это вызывает опасение. По большому счету, все равно, прибыль которую мы получаем, будет выводиться из Казахстана – это тоже фактор, который негативно сказывается на экономике. Государство пытается контролировать, но недостаточно успешно снижает этот долг. В первую очередь, это связано с тем, что в прошлом году 2 млрд заимствовало само государство. Есть еще и долги квазигосударственного сектора (государственные предприятия – прим. авт). Ситуация не очень приятная, я вам так скажу, чиновники понимают эту опасность. Наверно необходимо искать внутренние резервы, чтобы решить этот вопрос.
Впрочем, экономисты отмечают, что у Казахстана был шанс погасить все внешние долги во время высоких цен на нефть. Однако тогда были другие области, требующие больших государственных вложений.
– Прямой долг государства – это расходы на различные государственные программы в рамках программ МВФ (Международного валютного фонда – прим. автора). Это – старые долги, – говорит Магбат Спанов.
– В середине 2000-х, когда была благоприятная ситуация, Казахстан должен был погасить внешние долги, а не взращивать. Мы тогда имели великолепный шанс перевести страну в клуб кредиторов, в ряд стран у которых нет внешних долгов
Когда цены на нефть резко возросли, мы начали увеличивать расходы на непроизводственные затраты: на различные презентации, мероприятия, на строительство.
Будут ли реформы в финансировании квазигосударственного сектора – неизвестно. Пока же стране нужно выплачивать очередной долговой транш уже в апреле.