Визит Путина показал, что России нужно прилагать больше усилий для сотрудничества со странами региона.
26-27 февраля президент России Владимир Путин посетил Казахстан в рамках своего центральноазиатского турне. Помимо Казахстана, маршрут российского президента включает Кыргызстан и Таджикистан.
Обращает на себя внимание, что
для поездки выбраны только те страны Центральной Азии, которые входят в ОДКБ
Две из них также являются странами-участницами ЕАЭС (Казахстан и Кыргызстан), а третья – Таджикистан – рассматривается Россией в качестве потенциального кандидата на вступление. При этом в список заявленных для поездки стран в этот раз не были включены Узбекистан и Туркменистан, предпочитающие на данный момент оставаться за рамками российских интеграционных инициатив.
В предыдущий раз Путин посещал Центральную Азию буквально осенью 2016 г. Но тогда визиты были осуществлены с временными интервалами в течение двух месяцев (Узбекистан – 6 сентября, Кыргызстан — 16-17 сентября, Казахстан — 4 октября). Под определение «турне» данные визиты не подходили, как и причины посещения. Узбекистан Путина побудила посетить смерть Каримова, а Кыргызстан — саммит глав государств СНГ. Лишь визит российского лидера в Казахстан можно было назвать полноценно двусторонним.
Как правило, ранее в течение одной поездки в Центральную Азию российский президент ограничивался посещением одной страны, в лучшем случае – двух. Уже только по одному этому факту нынешнее «расширенное» турне Путина можно считать достаточно крупным событием для отношений стран региона с Россией.
В российской внешнеполитической стратегии Центральная Азия занимает самодостаточное значение. С момента распада СССР Россия располагает достаточно прочными позициями в политической и военно-политической жизни стран региона. Повестка дня здесь выработана, цели российским руководством определены, динамика встреч с лидерами центральноазиатских стран является высокой.
Вместе с тем, сегодня по мере роста угроз и вызовов на южных рубежах, есть понимание, что
России необходимо прилагать больше усилий для сохранения и укрепления позиций в регионе
На международной сцене наблюдается дальнейшее обострение соперничества с другими геополитическими центрами, которое неизбежно проецируется на регион. К этому добавляется то, что страны региона, несмотря на развитие в дружественном ключе их отношений с Россией, не спешат отказываться от проведения многовекторной внешней политики, поддерживая на официальном уровне отношения стратегического партнерства со странами, которые Россия характеризует своими геополитическими конкурентами.
Действующие в Центральной Азии региональные объединения с российским участием все еще сложно назвать эффективным инструментом
защиты ее национальных интересов.
Кроме всего прочего, после смены политического руководства в Узбекистане в регионе назревают серьезные перемены, обусловленные новыми акцентами, расставленными официальным Ташкентом во внутренней и внешней политике. Курс Узбекистана на смягчение напряжения со своими соседями по региону, характерного для периода правления Каримова, ведет к формированию новой геополитической реальности в Центральной Азии и новой расстановке сил, что способно привести к перезапуску в регионе процессов двусторонней и многосторонней межгосударственной кооперации, сделав менее очевидной роль российских региональных проектов.
В качестве ответа на эти процессы данный визит Путина может стать началом нового этапа активизации России в регионе. Визит президента России – важный сигнал, указывающий партнерам в регионе и соперникам на глобальной сцене на то, что Россия намерена здесь и впредь поддерживать на необходимом высоком уровне свое присутствие.
Данное турне можно рассматривать в том числе и как важный этап подготовки России к очередным саммитам ОДКБ-ЕАЭС. Для выхода на следующий этап интеграционного взаимодействия, как видно из программы визитов, Россия готова обсудить со своими партнерами комплекс стимулирующих мер, повышающих в их глазах привлекательность евразийской интеграции. Однако как показал опыт предыдущих лет, определяющими факторами восприятия странами региона российских инициатив будут экономическое положение самой России, доступ продукции стран региона на российский рынок и последствия ее санкционного противостояния с Западом. В случае если на новом витке конфронтации финансово-экономические проблемы России будут нарастать, они могут автоматически передаться странам Центральной Азии, негативно сказываясь на факторе трудовых мигрантов и объемах торгово-экономического сотрудничества, как на двустороннем уровне, так и в масштабе ЕАЭС.
Источник: ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ПОЛИТИКИ