Эксперты сомневаются в эффективности контроля Казначейства за коррупцией в госзакупках по строительству. Вместо этого они предлагают использовать банковские гарантии.
Решение о переносе операций по сопровождению госзакупок в строительстве в комитет по казначейству хоть и закономерно, но неоднозначно. Основными причинами нововведения, по словам министра финансов РК Бахыта Султанова, являются необоснованное завышение цен на строительство, а также зачастую перенос сроков сдачи объектов в эксплуатацию и некачественное исполнение работ. К тому же, при заключении контрактов иногда документация ведется некачественно, случается, что полный перечень необходимых документов и вовсе отсутствует, а некоторые владельцы строительных компаний используют для работ нелегальную рабочую силу.
Кроме того, как отмечают в ведомстве, именно в строительстве сегодня существует немало лжепредприятий. Так, из 1792 таковых доля их в строительной отрасли составляет 28,6% (514).
По мнению экономиста Рустема Жансеитова, возложив контроль над строительной отраслью на казначейство, минфин пытается навести порядок в госстроительстве.
— В этой сфере действительно тяжелая и неконтролируемая ситуация, в которой виновата как несовершенная система госзакупа, так и сложившаяся порочная схема завышения закупочных цен. Так что необходимость в контроле назрела, — уверяет он.
С ним солидарен и экономист Магбат Спанов. Он уверен, что данная мера станет одним из инструментов контроля над расходами из бюджета, так как казначейство государству будет контролировать легче, нежели сотни предприятий. Это приведет к сокращению количества «черных» предприятий.
— Сегодня очень часто бывает, что конкурс выигрывают компании, не имеющие ни опыта работы, ни соответствующих кадров, ни подходящей техники
Кроме того, именно в строительстве нередко происходит завышение цен: это сфера, в которой очень много черных и серых схем по обналичиванию. В свое время я работал в контролирующих органах, мы проверяли одну больницу, сравнивая отдельные статьи расходов с аналогичными статьями на других объектах. Столкнулись с тем, что в одной больнице унитазы стоили условно 50 тысяч тенге, а в другой их стоимость была в десять раз выше.
По его словам, в связи с тем, что сегодня государство выделяет средства на различные программы по решению жилищных проблем, возникла необходимость в усилении прозрачности.
— Скандал с «Байтереком» продемонстрировал нам, что у нас достаточно вольное обращение с финансами
Государство сделало ставку на строительство жилья для народа и хочет контролировать эти деньги, чтобы построить большее количество жилья, увеличив эффективность вложенных средств. Ведь в последнее время резко увеличилось количество коррупционных правонарушений среди госслужащих, — утверждает он, приводя в пример данные агентства по статистике, согласно которым в 2015 году было совершено 1800 коррупционных нарушений, а в 2016 году эта цифра поднялась до 2900.
В то же время Спанов подчеркивает, что усиление государственного контроля не всегда приводит к тем результатам, которые закладываются изначально.
— Самое главное — создание среды честной конкуренции. Делать ставку на то, что контроль казначейства приведет к искоренению теневого сектора, я не буду, так как все можно обойти. Но в то же время я приветствую попытку внедрения правительством нового механизма для сокращения коррупции, — подытоживает Магбат Спанов.
По мнению Рустема Жансеитова, результаты переноса функций госзакупок в строительной отрасли в казначейство будут зависеть от конечной процедурной схемы в этом органе.
— Основной вопрос — каковы будут механизмы контроля в Казначействе? Пока еще непонятно.
Если весь контроль сведется к формальной проверке счетов, то такая схема ничем не поможет
С другой стороны, проводить по каждой закупочной позиции маркетинговое исследование невозможно. По каким критериям и ценовым факторам будет функционировать новая контролирующая схема? Как видно, вопросов пока больше, чем ответов, — говорит Жансеитов, — Действительно, тотальный и жесткий контроль может повлиять на многие аспекты строительной сферы, в том числе и рынок нелегалов. Но выводы пока делать рано. Ждем создания контролирующей системы.
С ним отчасти солидарен и экономист Асет Наурызбаев.
— Дело не в месте, а в процедуре. Можно где угодно госзакупки проводить, сейчас для этого есть огромное количество торговых площадок. Но если процедура сама по себе «плохая», то где ее ни проводи, даже в казначействе, результат будет очевиден, — уверен Наурызбаев. — Нас сейчас пытаются убедить, что в казначействе все будет хорошо, хотя мы не знаем, как эти процедуры будут проводиться.
В качестве примера он приводит ситуацию с объединением пенсионных фондов в ЕНПФ. Это решение было мотивировано необходимостью более эффективного и безопасного распоряжения накоплениями казахстанцев, но в итоге, как он полагает, не привело к ожидаемому результату.
— Мы постоянно говорим об уменьшении государственного участия в экономике, а в итоге сами его наращиваем
Привычка государства «загребать все в свои лапы» очень вредная, нужно бить по рукам за такие вещи. Зачем лезть на рынок, в котором есть конкуренция в виде нескольких торговых площадок? На мой взгляд, передавать это в руки государства нет никакого смысла, — заявляет эксперт.
Вместо этого, по его словам, нужно отработать механизм, который ограничит доступ к процедуре госзакупок компаниям, не способным подтвердить свои возможности по поставкам и подрядам.
— Вообще, во всем мире уже давно действует простая и понятная схема: чтобы заполучить контракт, компания должна выставить контргарантии от своего банка
на всю сумму контракта. Как правило, это гарантирует исполнение ею работы. Банк берет на себя ответственность и в случае чего выплачивает риски. У нас же банки очень расслабленные: им государство почему-то придумало способ зарабатывать деньги, ничего не делая, а так бы у них была возможность зарабатывать на комиссии. И хотя это и вызвало бы небольшое удорожание строительства, зато повысило надежность, — уверен экономист.