В Казахстане становится меньше автомобилей, но увеличивается количество машин, возраст которых превышает 10 лет, а рост сделок по ним за год увеличивается на треть. Эти показатели характеризуют не только состояние автотранспорта в республике, но и общую экономическую картину в РК.
Количество зарегистрированных автомобилей в Казахстане стабильно снижается последние полгода. Сначала изменения были незначительными и исчислялись несколькими десятками, но в дальнейшем стали набирать обороты.
С ноября 2016 года количество зарегистрированных авто стабильно снижается примерно на 5 тысяч штук ежемесячно
По состоянию на февраль 2017 года их общее количество 3 млн 840 тыс. 771 единиц, что на 4% по сравнению с январем 2014 года.
Уменьшение количества зарегистрированных автомобилей началось в августе 2016 года, с тех пор их количество снизилось в общей сложности более чем на 17 тысяч штук. При этом в пяти регионах Казахстана показатель за это время, наоборот, вырос. Один из них – Астана (+813 единиц), остальные – южные регионы республики. Количество зарегистрированных автомобилей в Алматинской области за полгода выросло почти на 3400 единиц, в Южно-Казахстанской – на 3300. Изменения по Кызылординской и Жамбылской областям не столь значительны (в сумме около + 1600), но учитывая общие тенденции, и это является очень неплохим показателем.
В целом на долю этих четырех южных регионов Казахстана приходится треть от общего количества зарегистрированных в республике автомобилей (около 1 млн 250 тысяч штук), что свидетельствует, например, о популярных направлениях ввоза авто на территорию РК.
Но в данном случае количество совсем не перетекает в качество. Доля автомобилей, возраст которых превышает 10 лет, в Жамбылской области превышает 80,4%, в Алматинской – 75,3%, в Южно-Казахстанской – 69%. Это наибольшие показатели по всему Казахстану, с которыми может сравниться только Павлодарская область (72,8%).
Соответственно, и количество новых авто (в возрасте до трех лет) тут минимально: в Жамбылской области доля составляет 5,4%, в Алматинской – 8,2%, в Южно-Казахстанской – 9,9%, примерно столько же и в Павлодарской.
Насколько сильно Казахстан зависит от китайских товаров?
Старение автопарка – еще одна актуальная для Казахстана проблема, которая в последние годы наиболее часто за счет экономических проблем соседей (России и Кыргызстана), откуда в больших масштабах и завозились автомобили для обновления. В годы, когда Казахстан сам испытывает трудности, рассчитывать на подобное не приходится, что и сказывается на общем состоянии автопарка.
По состоянию на февраль 2017 года, количество зарегистрированных автомобилей в возрасте не более трех лет составляет 615 тысяч единиц (16% от общего количества), старше 10 лет – почти 2 миллиона 270 тысяч штук (59,1%). В феврале 2016 года показатели составляли 16,2% и 58% соответственно.
Регионами с самым новым автопарком ожидаемо являются самые богатые области страны. В Атырауской области доля новых автомобилей составляет 38,4%, Мангыстауской – 24%, Западно-Казахстанской – 23,6%, Астане -29,9%.
Что касается автомобилей возрастом более 10 лет, то лишь в двух регионах их доля ниже 40% — это Атырауская область (26,4%) и Астана (37,1%). В 2016 году этим достижением могла похвастаться также Мангыстауская область. Снижение показателей является еще одним показателем старения автопарка Казахстана.
Количество зарегистрированных автомобилей в Казахстане падает, население растет, но при этом среднее количество машин на душу увеличивается! Спишем этот парадокс на особенности методологии и обратимся к цифрам.
Сейчас на 100 казахстанцев в среднем приходится 21,7 автомобилей. Самые высокие показатели в Астане (28,2), Алматы (26,8) и Северо-Казахстанской области (26,1). А меньшее количество приходится… на юг Казахстана! В Кызылординской области показатель составляет 14,3, Южно-Казахстанской — 16,7.
Вообще, с 2011 года среднереспубликанский показатель вырос на 20%. Рост отмечается в 14 регионах. Исключения всего два. И если в Северо-Казахстанской области (снижение на 0,3) это не так заметно, то ситуация в Алматы удивительна. В феврале 2017 года уровень авто на человека составляет лишь 77,9% от уровня 2011 года. Тогда в южной столице было зарегистрировано 525,7 тысяч авто, а шесть лет спустя – 458,8 тысяч.
В январе 2017 года в Казахстане было увеличено количество сделок купли-продажи автомобилей. Рост по сравнению с январем 2016 года составил 26,6%, общее число – 61 394 штук. Однако увеличение мобильности авторынка в данном случае связано с увеличением активности перепродаж старых машин.
Так, 63% от общего количества сделок касается автомобилей, возраст которых превышает 10 лет. На долю новых авто приходится 11,9% сделок. В феврале 2016 года эти показатели составляли 60,2% и 14% соответственно.
Старые автомобили продолжают не только доминировать на рынке, но и пользуются растущим спросом
Это довольно неплохо отражает общую экономическую ситуацию в стране: будь казахстанцы богаче, они бы и технику предпочитали поновее.