Цены на базарах многих шокируют. И все понимают, что проблема — в наличии перекупщиков, которые и взвинчивают цены. Однако экономист Денис Кривошеев считает, что борьба правительства с перекупщиками сельхозтоваров приведет отрасль к упадку. Вместо этого их статус нужно легализировать и возложить на них дополнительные функции.
Жалобы сельхозпроизводителей на то, что перекупщики, перепродающие товар конечным продавцам, сильно накручивают цены, привели к ответной реакции правительства. На парламентском слушании в сенате было решено принять меры по урегулированию этого вопроса.
— Мы хотим дать полномочия местным исполнительным органам по узкому кругу социально-значимых товаров, чтобы они могли вводить предельные цены на короткий срок от 5 до 90 дней, — сказал Тимур Сулейменов, министр национальной экономики.
Однако пока неясно, когда эти меры будут приняты окончательно и каковы конкретные шаги по их реализации.
Между тем, по мнению экономиста Дениса Кривошеева, такое решение правительства не приведет к нужным результатам.
— Представьте,
аким будет стоять и бить отдельно взятых продавцов в одном месте за повышение цены, а в другом цена будет по-прежнему завышенной
Примерно так будет выглядеть со стороны их нововведение. Это бессмысленный, бесполезный и совершенно глупый труд, который отвлекает от решения основных проблем, — уверен Кривошеев.
По его убеждению, высокие цены — это всегда результат дефицита тех или иных товаров. Ко второй причине он относит общее удорожание товаров и услуг на рынке.
— Разве будут люди поднимать цены на пустом месте? Цены поднимаются в общем на все. Соответственно, производители и перекупщики вынуждены повышать стоимость на реализуемую ими продукцию. И в повышении цен сегодня виноваты уж никак не перекупщики,- отмечает он, —
По его убеждению, сегодня государство решает вопросы сельского хозяйства неэффективно, тратя на это значимые суммы.
— Почему-то государство считает, что оно силой может заставить людей работать в убыток
Если оно хочет побороть завышение цен, нужно в первую очередь искоренить коррупцию. А то только разговоры ведут о зеленых коридорах. Вместо пустых слов
давайте лучше бить по рукам дорожную полицию за то, что она останавливает продуктовые грузовики,
бить по рукам тех, кто берет взятки на ввозе, арендаторов тех же, за то что они задирают цены на аренду торговых площадей на рынках. Ну и давайте перестанем поднимать налоги, которые отражаются на деятельности крупных компаний. Нужно с этого начинать! — уверен он.
По его прогнозам, если ввести обсуждаемые меры по ценообразованию, о которых говорилось на парламентских слушаниях, это сыграет только в ущерб рынку.
— Хорошо, давайте «убьем» перекупщиков, к чему мы тогда придем? Поймите,
малый и средний бизнес самостоятельно не смогут поставлять на рынок товары
Даже у любой крупной компании-производителя есть дистрибьютор, который имеет свою накрутку на товар и передает его на рынок. В случае с сельхозпроизводителями правительство пытается уничтожить эту дистрибуцию — людей, являющихся консолидаторами, содержащих склады и работающих с тысячами мелких продавцов. Кто эту функцию, по мнению государства, должен выполнять? И что это вообще за предложения по введению ограничений по ценам — мы в Советский Союз хотим вернуться? Но у нас ведь тогда вообще ничего продаваться не будет! Нам надо двигаться эволюционным путем, а не запретительным, как любит наше государство.
Кривошеев убежден: чтобы цены были ниже, государству нужно создавать условия для этого, а не усложнять торговцам жизнь.
— Вспомним борьбу с рынками: да, мы очистили тогда города от стихийной торговли, но зато получили централизованную торговлю в такой системе как сейчас. У нас сегодня нет мест, куда производители могли бы прийти торговать, ну кроме воскресных ярмарок, конечно. И то, я наслышан о том, как сложно им бывает попасть на эти ярмарки, так как количество мест ограничено.
При этом экономист считает, что придание перекупщикам официального статуса ничего хорошего не сулит, так как цены в этом случае взлетят еще.
— Как только в этой местами неофициальной цепочке появятся налоги, перекупщики будут вынуждены разом поднять цены.
Ну невозможно заставить работать цивилизованно рынок, привыкший к определенным правилам и условиям. Для этого нужно время
Рынок и так постепенно легализуется — появляются официальные перекупщики, у которых есть склады и которые занимаются заготовительным бизнесом, — говорит он.
И если, по мнению некоторых сельхозпроизводителей, перекупщики завышают свою маржу совершенно необоснованно, то крупные перекупщики закладывают туда стоимость хранения сельхозпродукции на складе, отмечает Денис Кривошеев.
— Вот на севере картошку перекупщикам удается закупать по 30-40 тенге за кило, но ее нужно хранить, перевозить, что также требует вложения инвестиций и несет в себе определенные риски. Все это и вкладывается в дальнейшую стоимость.
При этом, по убеждению экономиста, именно по официальным перекупщикам сельхозтоваров правительственные нововведения и ударят в первую очередь. Нелегалам же, по его мнению, никакие новые запретительные меры государства не являются преградой, так как у них уже сформировалась привычка работать в условиях запретов.
Ранее неоднократно появлялась информация от крупных сетей супермаркетов о том, что они готовы напрямую сотрудничать с фермерами. Об этом заявляли такие крупные игроки как Magnum и «Арзан», уверяя, что будут закупать товары у фермеров напрямую и сделает конечную цену для потребителя ниже, чем в схеме с перекупщиками.
Однако, по мнению Кривошеева, эти заявления не несут в себе здравого смысла, имея по большей части политический характер.
— Малые производители не в состоянии поддерживать ритмичность поставок
Для продуктовой сети магазинов важно, чтобы номенклатура товаров приходила тогда, когда это нужно, в необходимом объеме и в том виде, в котором эту продукцию купит конечный потребитель. Но ни одна наша крупная сельскохозяйственная компания ни в состоянии осуществлять поставки в нужном объеме какой-то тип продукции, — уверен он.
Соответственно, торговые сети вынуждены работать с перекупщиками, которые консолидируют заказы и могут гарантировать нужную ритмичность и нормативность поставок.
— Пока сельское хозяйство не обретет достаточно возможностей быть прогнозируемым для сетей, перекупщики продолжат занимать главенствующую позицию в этом процессе
По его убеждению, сегодня на сельхозрынке не хватает профессиональных компаний по проведению централизованного закупа.
— В Советском Союзе это были заготконторы — они за государственные деньги скупали конкретные объемы товаров. Кто-то скупал пушнину, кто-то лесные ягоды, кто-то грибы. Затем все это перерабатывалось и попадало на полки универмагов. И нам нужно создать подобную сеть заготовительных контор, которые будут правильно обрабатывать, упаковывать, хранить и поставлять уже готовую продукцию дальше, — рассуждает экономист.
По его словам, сегодня некоторые крупные перекупщики отчасти выполняют схожие с подобными организациями функции:
— Одна такая крупная компания скупает овощи, хранит в овощехранилищах, перерабатывает, моет, чистит и отправляет на прилавки. Есть и компании-перекупщики, скупающие зелень, упаковывая ее, — рассказывает он.
По его словам, если крупным компаниям-перекупщикам расширить их функционал обязанностей, они вполне смогут играть роль, схожую с советскими заготовительными конторами.
Денис Кривошеев уверен, что государству сегодня необходимо избавить сельскохозяйственную отрасль от налогов и одновременно перестать субсидировать. Это, по его словам, проведет своего рода чистку на рынке: с рынка уйдут те игроки, которые задействованы непосредственно ради субсидий, а не ради производства.
Кроме того, по его словам, в 2018 году субсидирование сельского хозяйства будет отменено, так как в рамках ВТО, которая к этому времени вступит в полную силу, оно запрещено в том виде, в каком оно осуществляется сейчас.
— Не зря же наш президент начал говорить о страховании сельского хозяйства. Я думаю, многие игроки рынка не поняли в чем дело, однако для меня очевидно:
это последний год, когда мы можем субсидировать сельское хозяйство напрямую
И те изменения по сокращению и перераспределению субсидий, которые уже произошли в рамках программы развития АПК 2017-2021, являются первыми звоночками к этому. В целом, он уверен, что впереди
Казахстан ожидает полный передел сельского хозяйства
На сегодняшний день, по словам Кривошеева, Казахстан не в состоянии обеспечить внутренний рынок продовольствием, так как огромный российский рынок скупает большую часть сельхозпродукции.
— Россия в том числе скупает огромные объемы мяса. Мне уже говорят люди, что сегодня стало затруднительно на внутреннем рынке купить бычков на выращивание — все выкуплено. Мы загоняем себя к дефициту!
Девальвация в этом плане хоть и помогла в какой-то мере производителям стать более конкурентоспособными, но в то же время мы оголили собственный зад,
— заключает эксперт.