Гульжан Маутхан вместе со своей семьей в один миг лишилась на границе денег, на которые рассчитывала устроить жизнь в Казахстане. Она убеждена, что пограничники использовали то обстоятельство, что Гульжан не знает законов Казахстана и не владеет русским языком.
Об этом пишет редакция казахскоязычного агентства Qamshy.kz.
«8 февраля Маутхан Гульжан, решившая с детьми переселиться из Китая в Казахстан, прошла через таможенный пост «Майкапшагай», расположенный в Зайсанском районе Восточно-Казахстанской области.
Гульжан рано овдовела, сполна испытав все тяготы жизни, одна поднимая двоих детей. Решив вернуться на землю предков и распродав все причитающее ей имущество в Китае, она рассчитывала купить в Астане жилье для своей семьи.
При пересечении границы на руках у семьи находилось 59 900 долларов США. У самой Маутхан Гульжан было 19 700, у ее младшего брата Мукията — 10 500, сына Мукташулы Адильбека — 9 900, племянника Сайлан Мейрамбека — 9 900, у супруги племянника Гульжанат Солтике — 9 900 долларов США.
По словам Гульжан, сотрудники пограничной службы на таможенном посту «Майкапшагай» пропустили их через терминал контроля, заявив, что все документы соответствуют закону.
«Когда мы прошли пограничный контроль и уже сидели в автобусе, они нас догнали и стали проверять снова. На мой взгляд, это противоречит закону. Они вернули нас в терминал контроля, стали раздевать и досматривать. Несмотря на плач, раздели и обыскали двоих детей, 3 и 8 лет.
Пограничники изъяли у нас все деньги — 59 900 долларов США. Вот так на полпути к Астане мы остались без копейки в кармане — нечем было платить за проезд, за еду, за гостиницу.
В конце концов, когда при помощи знакомых мы добрались до города Зайсан, у меня случился сердечный приступ — оказалась на больничной койке. Там нас ждала очередная неприятность. Несмотря на то что у меня был вид на жительство, который согласно действующему миграционному законодательству дает мне право бесплатно получать лечение, сотрудники больницы заявили:
«вы иностранка, ваше лечение будет платным»,
добавив еще одну головную боль.
Сын, сбившись с ног, занял деньги у своих знакомых в Алматы, положил меня в больницу, только благодаря этому я осталась жива», – говорит она.
Теперь пожилая женщина, прибывшая на землю своих предков, надеется на помощь компетентных органов. Гульжан уже обратилась к генеральному прокурору.
В части 6-2 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан за №10 от 18 июля 1997 года «О практике применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду» сказано:
«В случае совершения лицом контрабанды наличной иностранной и (или) национальной валюты и (или) дорожных чеков, их часть в размере, не подлежащем в соответствии с законодательством Республики Казахстан обязательному письменному декларированию, то есть не превышающем в эквиваленте 10 тысяч долларов США, не может признаваться предметом контрабанды и включаться в объем предъявленного лицу обвинения. Данная сумма подлежит возврату владельцу».
Юристы говорят, что если при пересечении границы не заполнена декларация, то на сумму, превышающую 10 000 долларов, накладывается штраф и она возвращается владельцу. Важно учесть и то, что у Гульжан на руках имеются справочные документы управления строительства Коктогайского района Китая, подтверждающие происхождение этих денег.
«Когда это случилось, пограничники говорили с нами на русском языке, даже не объяснив суть происходящего. Сотрудники таможни увели нас в отдельные помещения, говорили по отдельности с каждым из нас, угрожали. Если говорить коротко, они заявили моему младшему брату Мукияту, сыну Адильбеку, племяннику Сайлану и его жене Гульжанат, что «эти деньги принадлежат не каждому из вас, а только одному человеку, вы должны открыто признать это. Иначе сейчас возьмем вас под стражу, а потом поставим штамп в паспорте и отправим обратно в Китай!»
Они родились и выросли в Китае, не понимают русского языка, не могут читать на кириллице, не знают законов Казахстана и потому, испугавшись угроз пограничников, написали все, что им диктовали, поставив подписи. Во время допросов их не обеспечили ни переводчиком, ни адвокатом. В конце концов они показали, что все деньги принадлежат мне одной,
сделали из меня контрабандистку и конфисковали все, что я накопила за свою жизнь
В действительности эти деньги принадлежат не только мне, а моей семье — брату, моим детям, мы все вместе зарабатывали и копили их», – говорит Гульжан Маутхан.
Через несколько дней к Гульжан приехали следователи и разъяснили суть дела. Также женщину пригласили в службу экономических расследований Зайсанского района, вручили ей 10 тысяч долларов США и сказали, что согласно закону, эта сумма причитается ей, а остальные 49900 долларов США будут направлены в Департамент государственных доходов Восточно-Казахстанской области.
В действительности Маутхан Гульжан не преступница, занимающаяся контрабандой…
Это подтверждают несколько обстоятельств.
Во-первых, как уже отмечалось выше, изъятые деньги были обнаружены в карманах потерпевшей матери. И проверку они прошли без задержки. Вот только пограничники, повторно проверявшие родственников Маутхан Гульжан, решили использовать незнание этническими казахами, прибывающими в страну, языка и законов в свою пользу… Одномоментная конфискация 50 тысяч долларов из обнаруженных 60 тысяч не соответствует действующему законодательству.
Во-вторых, ясно, что деньги этнических казахов, прибывающих в страну, это инвестиции в нашу экономику. Их задержали не во время вывоза капиталов за пределы страны, а наоборот. Они приехали в страну не с пустыми руками, а привезли свои сбережения, накопленные за годы жизни на чужбине.
В-третьих, на видео, опубликованном 13-февраля Департаментом государственных доходов Восточно-Казахстанской области, видно, как напуганы единокровные братья, пересекающие границу.
Безусловно, 60 тысяч долларов деньги немалые. Прошлогодняя история с гибелью братьев-оралманов в поселке Узунагаш Алматинской области, занимавшимися торговлей скотом, достаточно сильно напугала казахов, живущих в Китае.
Сегодня у них сложилось негативное мнение, что « в Казахстане грабят состоятельных людей и даже убивают их». Поэтому понятно, что переселенцы прячут свои сбережения в обувь и другие укромные места. Все это, несомненно, плохо отразится на реализации миграционной политики «Ұлы көш – Нұрлы көш».
Поэтому надеемся, что компетентные органы обратят внимание на тяжелую ситуацию, в которую угодили единокровные братья, протянут им руку помощи и решат их проблемы в соответствии с действующим законодательством», — заключает автор.