Соглашение о зоне свободной торговли между Ираном и ЕАЭС для Москвы носит декларативный характер, уверены эксперты. А вот для Казахстана здесь действительно открываются новые возможности. Например, для экспорта продуктов в Африку.
1-го марта Владимир Путин и Хасан Рухани встречаются в Москве для подписания соглашения о создании зоны свободной торговли. Это третье подобное соглашение после Вьетнама и Сингапура. Документ предполагает отмену таможенных пошлин, налогов и ограничений во взаимной торговле. В случае с Ираном у России нефтяные и политические интересы превалируют над остальными отраслями сотрудничества. А вот второй по величине рынок ЕАЭС – Казахстан — действительно заинтересован в Иране, говорят эксперты.
По мнению казахстанского экономиста Магбата Спанова, самый выигрышный вариант — транзит казахстанской продукции через Иран в Африку. Сейчас Казахстан экспортирует зерно только в три арабские страны северо-западной части африканского континента. Освоение ранее недосягаемого африканского рынка, который в 6 раз больше общего рынка ЕАЭС, откроет безграничные возможности для зернового экспорта, уверены экономисты.
– Для Казахстана было важнее подписать соглашение о зоне свободной торговли с Ираном, чем, например, с тем же Вьетнамом, – говорит экономист Магбат Спанов. – Здесь несколько факторов. Во-первых, близость — между нами построена железная дорога. Возможность доставки товаров по Каспийскому морю в Иран и дальше через иранские порты – это самый короткий маршрут. С точки зрения финансов, это наиболее экономичный и целесообразный вариант. Об этом говорилось давно, еще на заре независимости Казахстана, теперь открывается реальная возможность.
Через порты Ирана мы можем доставлять зерно в сторону Африки. К тому же, и Африка, и Иран нуждаются в продуктах питания. Казахстан может продавать кроме зерна и другую сельхозпродукцию
С этой точки зрения я вижу много плюсов. Казахстан может осуществлять выгодный транзит товаров, например, по железнодорожной линии через Туркменистан. С экономической точки зрения, в этом соглашении заинтересована даже больше не Россия, а Казахстан. У России интересы связаны с нефтегазовыми ресурсами и налаживанием отношении между Ближним Востоком и Кавказом. Мы же получим короткий путь выхода в сторону мировых океанов именно через Иран.
Проживающим в ЕАЭС нужно общее гражданство — депутат
С точкой зрения экономиста не согласен политолог Расул Жумалы. Перспективы создания зоны свободной торговли Тегерана с Москвой, выступающей от лица ЕАЭС, весьма туманны, считает эксперт по ближневосточным странам. Востоковед говорит, что из-за высоких таможенных пошлин в Евразийском экономическом союзе Ирану невыгодно играть по правилам регионального объединения.
– Не думаю, что это очень выгодный проект для иранской стороны, которая в последние полтора-два года переживает серьезный экономический рост. Многие экономические санкции в отношении этой страны были ослаблены, в том числе и экономические. А зона свободной торговли с ЕАЭС подразумевает определенные правила игры, в которых преобладают высокие таможенные пошлины.
Вступая в отношения с российской стороной, любой торговый партнер ограничивает свою торговлю уже с другими государствами
Я скептически отношусь к тому, что Иран всерьез будет говорить об этом соглашении. Это достаточно самостоятельная страна, которая вряд ли поддастся на какие-то уловки и уговоры со стороны Кремля. В экономическом плане для Ирана куда более перспективные партнеры Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Юго-Восточная Азия, но далеко не Россия.
Казахстан может стать второй Беларусью в ЕАЭС
По словам Расула Жумалы, соглашение о зоне свободной торговли, которое подпишут Хасан Рухани и Владимир Путин 1-го марта, будет декларативным. Даже в этом случае Казахстан не теряет свою выгоду и может продолжить сотрудничество с Ираном в двустороннем порядке, уверены эксперты.
– Иранские возможности очень интересны и перспективны для Казахстана, – отмечает востоковед Расул Жумалы. – Казахстан может сотрудничать с Ираном в логистической сфере и использовать транзитный потенциал этой страны. Для нашей страны было бы выгоднее выстраивать двухсторонние отношения с Ираном с учетом своих национальных интересов.
Когда два года назад после переговоров по атомному досье санкции с Ирана были сняты. Самая первая торговая-экономическая делегация в мире, которая посетила Тегеран, была из Казахстана,
возглавил ее бывший вице-премьер Асет Исекешев. Тогда были заключены первые контракты. Здесь никаких сомнений нет — Казахстану надо диверсифицировать свои отношения с Ираном.
Резюмируя, эксперты отмечают, что более тесное экономического сотрудничества Астаны и Тегерана может ускорить и процесс решения правового статуса Каспийского моря.