Банк откроется уже этим летом. Прогнозируемая прибыль — 60 млн долларов. Прогнозируемые риски — «надо учитывать, как у нас ведутся дела».
Объект для хранения мирового запаса радиоактивного элемента откроется в Восточном Казахстане уже этим летом. Об этом на заседании Совета Безопасности ООН сообщил Роман Василенко, замминистра иностранных дел Казахстана. Банк, где будет сосредоточен весь мировой запас низкообогащенного урана в 90 тонн, гарантирует Казахстану безопасность. Однако риски атомной катастрофы никто не отменяет, говорят эксперты.
Соглашение о создании первого в мире банка для обогащенного урана, пригодного только в мирных целях, было подписано между Казахстаном и МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии – прим. автора) в августе 2015 года. После долгих 6-летних переговоров у всех стран, использующих атомную энергию и ядерное топливо, появилась возможность хранить сырье за пределами своих границ. Стратегической точкой была определена база Ульбинского металлургического завода.
Трамп может разрушить вклад Казахстана в урегулирование иранского вопроса
Проект, выступающий косвенной гарантией нераспространения ядерного оружия в мире, вызывает неоднозначное отношение в самом Казахстане. По словам экспертов, для Астаны банк низкообогащённого урана – гарантия безопасности страны в целом. Однако эксперты говорят, что само существование банка несет в себе риски — природные катаклизмы и вероятность ошибок в рабочих процессах превращает банк в источник потенциальных проблем.
– Банк — вопрос больше политический. С точки зрения государственной безопасности это очень хороший вариант, — говорит экономист Магбат Спанов. – Все страны, обладающие ядерным оружием, будут знать, что нашу страну нужно держать на контроле. Это своего рода гарантия, что с Казахстаном не произойдет то, что случилось с Россией и Украиной (аннексия Крыма – прим. автора).
Стоит отметить, что в Казахстане будет храниться лишь сырье для атомной энергетики. В мирных целях используется уран, обогащенный до 5% (обогащенный до 20% уран используется для создания ядерного оружия – прим. автора). Идеальный механизм БНУ (банк низкообогащённого урана – прим. автора) предполагает дальнейшее обогащение сырья в странах-участницах проекта, что дает дополнительную гарантию безопасности. Несмотря на это, по словам Магбата Спанова, размещение такого огромного количества уранового сырья на территории Казахстана даже при гарантиях МАГАТЭ не спасет страну от рисков.
– Учитывая, как ведутся дела в Казахстане, возникает большой вопрос, будет ли порядок в реализации этого проекта, — говорит Спанов. — Дисциплина, соблюдения регламентов – вот в чем вопрос. Вы же видите, в некоторых отраслях какой бардак творится. Соответственно, у людей вызывает опасение, будет ли обеспечен стандарт сохранения этой опасной продукции. Взрыв на атомной электростанции в Чернобыле тоже был связан с нарушением технологий хранения и самого рабочего процесса.
На днях представители Ирана заявили о готовности закупать у Казахстана 950 тонн уранового концентрата для производства ядерного топлива совместно с Россией. Тегеран уже получил согласие на сделку от 5 из 6 государств-членов комиссии проекта. На этом фоне экономисты отмечают, что проект банка низкообогащённого урана выгоден для казахстанского бюджета.
Атомная сделка Казахстана и Ирана замерла
Иран приступает к строительству уже второй АЭС, значит Тегеран и дальше будет закупать уран у Казахстана. Тут важно отметить, что лишь на хранение ядерного топлива у Казахстана будет уходить примерно 9 миллионов долларов в год. А прогнозируемый доход, по словам Спанова, может составить около 60 млн долларов.
– Казахстан занимает первое место по добыче урана, поэтому нужно переходить к созданию определенных технологий, связанных с атомной энергетикой. Атомная энергетика — это же не только АЭС. Было озвучено решение о том, что в 2025 году Казахстан запустит собственные ракеты. Без атомной энергии ракету запустить нельзя, нужны ядерные технологии. С точки зрения стратегии все правильно. Да и примерные доходы, которые, как предполагается, получит Казахстан, очень солидные.
По его словам, гарантией в этом случае выступает не только МАГАТЭ, но и ряд западных стран, которые, как правило, славятся особой щепетильностью к несанкционированным разработкам.