Сальдо миграции в Казахстане отрицательное — таковы официальные данные. Большая часть покидающих страну казахстанцев уезжает на ПМЖ в Россию.
Число выбывших лиц из Казахстана в 2016 году составило 34965 человек, что на 16,4 процента больше, чем в 2015 году. Эти данные приводит комитет по статистике Министерства национальной экономики РК. Согласно его исследованию, число выбывших из страны граждан Казахстана составило 32 930 человек.
При этом количество казахстанцев, уехавших на постоянное место жительство в Россию в 2016 году, составляет 28 677 человек, в Германию — 2 637 человек, Беларусь – 393 человека, США – 228 человек, в Польшу – 173 человека, Канаду — 168 человек.
— 2016 год с точки зрения миграции оказался очень плохим, ведь в предыдущие годы в Казахстане количество приезжающих, наоборот, было выше количества уезжающих, — отмечает политолог Айдос Сарым.
Положительную динамику по миграции предыдущих лет он связывает с действием программы по переселению этнических казахов.
— В последние два-три года за счет неразберихи в стране программы репатриации практически остановились, это и повлияло на статистику. Происходящие в стране террористические акты, девальвация усилили неуверенность в завтрашнем дне и стали для многих толчком к миграции, — делится мнением Айдос Сарым. — Тут можно много приводить факторов — человеческих, жизненных, социальных, но факт остается фактом:
Казахстан уже не является привлекательной страной, в которой отчетливо виден горизонт будущего
По его видению, покидают страну в большинстве своем квалифицированные специалисты.
— События, происходящие в мире, в том числе и украинские, заставляют людей задумываться и делать выбор. Ведь последние несколько лет многие казахстанцы живут с понятием отложенного выбора: «Если ничего напрягать не будет, будем жить в Казахстане, а в случае чего уедем». Мне кажется, это идеология «квартирантства», и это неправильно!
По наблюдениям политолога, сегодня порядка 60% русскоязычного населения Казахстана — это потенциальные мигранты. Половина из них, по его словам, «сидит на чемоданах», зная, что рано или поздно уедут из страны. Другая половина только начинает задумываться о том, куда податься, если возникнет такая необходимость. Оставшиеся 40% русскоязычных граждан сделали свой выбор в пользу Казахстана, считая его своей родиной.
— У нашего государства должны быть сформированы показатели эффективности, некий KPI, согласно которому число патриотов должно взращиваться, а количество людей, неуверенных и сомневающихся в будущности страны, должно сокращаться, — уверен Айдос Сарым.
Он утверждает, что сегодня такого рода данные не собираются должным образом из-за отсутствия отдельного института, который мог бы проводить качественные социологические исследования в области миграционных процессов.
— Проводимая государством политика в этой сфере не является эффективной. Вот даже когда человек уезжает из страны, разве опрашивают его представители миграционной службы, уточняют, что его подтолкнуло к отъезду? Если бы эти данные собирались, правительству уже можно было бы вырабатывать решения по предотвращению и снижению уровня тревожности среди населения, — говорит он.
По мнению политолога, увеличение числа уезжающих из страны несет в себе ряд проблем. Во-первых, уезжают многие ценные специалисты. Во-вторых, каждая миграция порождает волну новой миграции.
— Допустим, была компания друзей, из которых двое уехали в другую страну, а третий остался и задумался, куда бы податься ему. Вероятнее всего, он тоже рано или поздно мигрирует, — рассуждает политолог.
Снизить миграцию из страны, по его убеждению, поможет более открытая государственная политика информирования населения.
— О каких-то вещах нужно говорить открыто, пусть это и неприятно. Тогда у людей будет появляться понимание происходящего. А когда нам говорят, что у нас все прекрасно, хотя это далеко не так, это вранье действует отрицательно. Поэтому в ближайшем будущем уровень внешней миграции из Казахстана будет нарастать, хотя
для того, чтобы эффективно осваивать нашу страну, количество населения должно быть больше,
— уверен Айдос Сарым.
Политолог Мухит Асанбаев также считает, что миграция в Казахстане в ближайшем будущем только усилится. По его словам, этой динамике поспособствовало падение курса тенге, снижение социальных и карьерных возможностей, а также ощущение нестабильности в умах и настроениях казахстанцев.
— У нас не было смены власти, хотя рано или поздно это случится. Поэтому в воздухе витает чувство неопределенности. Вследствие девальвации мы обнищали наполовину. У нас нет социальных лифтов, уровень медицинского обслуживания падает, отсутствует система подбора кадров. Если раньше движение по карьерной лестнице шло планомерно, человек осознавал, что примерно его ждет лет через двадцать-тридцать, если он будет работать в той или иной сфере, то сейчас этого нет напрочь. А все
карьерные взлеты некоторых представителей молодого поколения не поддаются естественному объяснению
И прагматичные люди понимают, что в таких условиях ожидать чего-то лучшего как минимум неразумно.
Политолог считает, что введение безвизового режима в ЕАЭС упростило возможности миграции. Отток большего процента мигрантов в Россию он связывает с тем, что для многих казахстанцев эта страна является исторической родиной. А некоторые переезжают туда, так как уверены, что будут чувствовать себя комфортно. Среди них много абитуриентов.
— Многие выпускники русских школ, особенно в северных регионах страны, поступают в основном в российские вузы. Там более приемлемая система оценки знаний, — считает эксперт.
Что касается зрелого поколения, то по подсчетам Асанбаева, процент уезжающих в Россию среди них значительно меньше.
— Взрослое поколение перебирается в Россию в основном ради детей. Что касается граждан, уезжающих в англоязычные страны — это как правило молодые и более конкурентоспособные люди, которые стремятся реализовать себя, — говорит он.
Гульмира Илеуова, президент общественного фонда «Центр социологических и политических исследований «Стратегия» в свою очередь предполагает, что большая часть уехавших в Россию казахстанцев в 2016 году — люди преклонного возраста.
— Уезжают люди предпенсионного возраста, рассчитывающие раньше выйти на пенсию, так как в России этот возрастной порог ниже. Кроме того,
в России выше пенсии и пенсионное законодательство по сравнению со всеми странами бывшего Советского Союза лучше
Социальная политика в России последовательна, она сохранила многие характеристики старой советской распределительной системы. У нас в стране более рыночная система, поэтому и наблюдается такой переток, — рассуждает эксперт.
Илеуова не видит проблемы в увеличении внешней миграции, считая это нормальным явлением, не несущем в себе ни отрицательных, ни положительных последствий. По ее подсчетам, лишь незначительная доля казахстанцев покидает страну по политическим или идеологическим соображениям: большинством движет желание реализовать себя.
Мы наблюдаем абсолютно естественный процесс переезда и движения людских масс. Если люди считают для себя нужным уехать — это их свободный выбор,
— заключает Илеуова.