Запрещенные виртуальные игры могут стать причиной усиления цензуры в Интернете.
По России, Кыргызстану, Узбекистану прокатилась волна самоубийств молодых людей, которые, по заявлению правоохранительных органов, стали жертвами ряда виртуальных игр «Синий кит», «Море китов», «Киты плывут вверх», «Тихий дом», «f57», «Разбуди меня в 4:20» и др. Не остался в стороне и Казахстан, где среди подростков был отмечен интерес к ним. Большинство из этих игр представляют собой так называемый интерактивный квест с дополненной реальностью — ARG (Alternative Reality Games — прим. ред.). То есть администраторы игр при помощи многоуровневых квестов дают участникам задания в реальности, последнее из которых – суицид.
Известно, что 20 мая 2016 года главное управление Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу (именно в этом городе зарегистрировано ООО «В Контакте») вынесло решение о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 33, ст. 110 УК РФ (подстрекательство к доведению до самоубийства).
Далее, 15 ноября 2016 года модератор одного из виртуальных сообществ Филлип Будейкин, подозреваемый в доведении до самоубийства как минимум 15 подростков, был задержан сотрудниками следственного комитета РФ и этапирован в Санкт-Петербург.
Суицид подростка в Кыргызстане: власти пошли на беспрецедентные меры
С 6 февраля 2017 года соцсеть «В Контакте» заблокировала поиск по хештегам «групп смерти», а также «заморозила» страницы с подобными хештегами
В Казахстане 13 февраля 2017 года в мажилисе парламента был заслушан доклад главы МВД Касымова, посвященный подростковому суициду, в том числе и посредством игр в социальных сетях. По словам министра, всплеск увлечения ими произошел в январе. С 2017 года в Казахстане уже зарегистрировано 63 случая вовлечения несовершеннолетних в суицидальные игры. При этом 15 подростков, выполняя задания кураторов игр, нанесли себе телесные повреждения.
https://365info.kz/2016/05/gruppy-smerti-vkontakte-vzglyad-iznutri-strogo-18/
По данным министерства, в 2016 году в республике были зарегистрированы 44 попытки совершения суицида подростками, из которых 16 закончились трагически. Однако проведенные правоохранительными органами проверки показали, что эти самоубийства не имеют никакого отношения к «группам смерти» в социальных сетях.
Сейчас все правоохранительные органы как Казахстана, так и соседних стран заняты поиском организаторов этих игр. Поднятый ажиотаж вовлек в свою орбиту не только депутатов и стражей порядка, но и родителей, которые одними из первых стали «звонить в колокола».
Да, действительно, проблема есть, ее надо решать. Но
почему обсуждая суициды и летающих китов, многие забывают и о других более значимых угрозах для подрастающего поколения?
Например, за 10 месяцев 2016 года в Казахстане в числе пострадавших в ДТП было ранено 3 587 и погибло 195 несовершеннолетних.
Отмечается рост уровня подростковой преступности. Ежегодно полицейские доставляют в участки порядка 100 тыс. подростков. Это отметил глава МВД Касымов, выступая на заседании правительства, правда, в октябре 2016 года.
«Несмотря на принимаемые меры, криминализация подростковой среды все же продолжается, совершаются ими не только кражи, хулиганства, но и убийства, разбои, грабежи и другие тяжкие преступления. На протяжении последних 5 лет преступность среди несовершеннолетних устойчиво снижалась, но в текущем году (2016-м – прим. ред.) она выросла почти на 11 процентов», — заключил Касымов. По сведениям главы МВД, безработная молодежь ежегодно совершает около 40 тыс. преступлений.
Таким образом, статистика свидетельствует, что
печально известные случаи суицидов среди подростков, вовлеченных в виртуальные группы (что еще необходимо проверить и доказать) по сравнению с числом жертв ДТП, соучастников преступлений и др. являются каплей в море
Это может показаться кощунственным, но цифры говорят сами за себя.
Информация о ситуации в молодежной среде, предоставляемая Генеральной прокуратурой РК, МВД, Комитетом по правовой статистике и специальным учетам ГП РК, наталкивает на разного рода размышления.
Во-первых, слушая эмоциональные и не подкрепленные фактами выступления общественников, родителей и неравнодушных граждан, появляется осознание надуманности проблемы, связанной с группами смерти. И это понятно, ведь кроме громких выступлений реальных случаев в Казахстане практически нет. Да и глава МВД отмечает, что все 16 случаев суицида в прошлом году после проверки показали, что они никакого отношения не имеют к «китам и тихим домам», действующим в социальных сетях.
Во-вторых, зачем так активно продвигать эту тему при наличии гораздо более серьезных проблем в подростковой среде (преступность, бытовое насилие, наркомания и алкоголизм и т. д.)? Ведь как было сказано выше, в других направлениях ситуация более сложная и уже не первый год требует решения.
Популярность «суицидных» статей — сигнал о плохом состоянии психологического здоровья казахстанцев
В-третьих, зачем «раскачивать» тему суицида именно в подростковой среде? Ведь самоубийства совершают люди разных возрастных групп и социальных слоев. Так, по информации Генеральной прокуратуры РК, в 2015 году в Казахстане покончили с собой около четырех тысяч человек, из них 201 случай приходится на несовершеннолетних. При этом в Казахстане нет госпрограммы предотвращения суицидов, таких как в Японии, Израиле и еще 26 странах.
И наконец,
зачем все внимание общественности концентрировать на доступе к Интернету и социальных сетях, как будто проблема заключается только в них?
Ведь здесь должны все отвечать: и родители, и опекуны, и школа, и колледжи и т. д.
Сегодня тема суицида среди подростков является одной из самых обсуждаемых. И это несмотря на то, что за тот же период куда больше подростков совершают преступления, попадают в ДТП, становятся жертвами бытового насилия.
Но эти темы уже наскучили обществу своим постоянством и отсутствием изменений, а значит неинтересны обывателю, в то время как тема суицида не так «раскручена», тем более с «апгрейдом» в виде соцсетей. Теперь она что называется в «тренде», про нее интереснее рассказывать и тем более читать.
Сейчас уже можно встретить экспертов в этой области. И это несмотря на то, что в республике не проводились масштабные исследования и не делался научный анализ этой опасной социальной болезни. Хотя Казахстан занимает 3-е место в мире (первое в СНГ) по количеству совершаемых самоубийств.
Рост числа суицидов в РК — миф, уверены специалисты
Теперь же появляется всесторонняя обеспокоенность возможным появлением случаев суицида среди подростков, «живущих» в виртуальном мире. Конечно, разумным решением в данном случае будет «закручивание гаек» путем ужесточения цензуры в интернете. При этом закрытие доступа к сайтам не вызовет бурю возмущения, есть веский аргумент – «общественность попросила».
А ведь под неблагополучные сайты можно подвести не только «китов», но и «дельфинов», и «русалок», предвыборные программы или социально-политические взгляды которых «не соответствуют». Ведь экспертизу и исследование этих сайтов никто не делал.