Впервые с 2011 года в стране рэп-исполнителям открыто разрешили выступать на большой сцене, ТВ и радио. До этого времени они выступали только на свадьбах и в подвальных помещениях.
Впервые в рамках студенческого фестиваля «Мир глазами студента» 28 января в Ташкенте прошел конкурс реперов и диджеев. Его продюсером и идейным вдохновителем стал студент 4 курса института искусства и культуры Аббос Таматов.
В беседе с 365info.kz Аббос признался, что не был уверен в получении разрешения на проведение конкурса. Однако разрешили:
— Мы были воодушевлены и в восторге, что можем пригласить рэперов со всех концов страны. Рэперы у нас очень популярны, пора им выйти на открытые площадки из подвалов и свадебных мероприятий.
Оттепель в Узбекистане: звезды эстрады возвращаются
Событие примечательно тем, что рэп в Узбекистане был негласно запрещен с 2011 года. Так, в феврале 2011 года узбекский молодежный телеканал показал документальный фильм «Мелодия и бедствие», осуждающий западную рок-музыку и рэп.
Авторы фильма утверждали, что эти музыкальные жанры «нависают над узбекской молодежью черными тучами»
Также они сделали акцент на том, что рок-музыка и рэп по происхождению являются сатанинскими, зародившись в африканских тюрьмах среди заключенных, и стали причиной моральной деградации молодежи западной Европы и США.
Этот фильм послужил сигналом для негласного запрета современной музыки. После него рэперы ушли в подполье, но молодёжь все равно слушала их в youtube.
Первым успешным узбекским рэпером стал 31-летний Shohruh (Шохрух Шадманов). В 2004 году он был удостоен национальной премии в категории «Прорыв года», а в 2006 г. уже дал сольный концерт в самом престижном столичном зале «Независимость». После запрета о подобных концертах больше речи не шло.
Некоторые рэп-исполнители после ограничений 2011 года предпочли покинуть страну. Так, рэпер Timsi (Тимур Салимов) покинул страну и уехал выступать в Россию.
https://www.youtube.com/watch?v=_XuQ8zsIc4s
После запрета рэпа в Узбекистане он записал шесть альбомов.
Генеральный директор Эстрадного объединения «Узбекнаво» Фарход Джураев в июле 2016 года отметил, что
«рэп тоже нужен, его просто необходимо правильно направлять. Если мы от него откажемся, получим так называемый подвальный рэп,
а это песни, которые совершенно не контролируются. Все должно быть в меру и в правильном русле. Уже есть негативные примеры таких запретов — например, во времена Хрущева запретили джаз, этот великий вид исполнительского искусства. И ни к чему хорошему это не привело».
Народный артист Узбекистана Озодбек Назарбеков отметил, что
необходимо создавать рэп-песни, учитывая узбекский менталитет,
которые соответствуют интересам общества. «Необходимо исключить из репертуара все песни, в которых присутствуют ругательства, ненормативная лексика, унижение. Вместо этого надо создавать песни, посвященные милосердию, любви к родине и родителям». Что такое рэп с узбекским менталитетом, Назарбеков объяснить не смог.