Китай — явная мишень для Трампа. Это значит, что все проекты этой страны вскоре попадут под давление США. В том числе и проекты Китая с Казахстаном.
Давайте вспомним все добрые начинания Обамы в отношении стран Азиатско-тихоокеанского региона. Были заключены расширенные договоры в области обороны и безопасности с Австралией, Японией и Филиппинами. Подписаны менее формальные (читай — менее требовательные) соглашения в области обороны с нетрадиционными союзниками США — Индией, Малайзией и Сингапуром.
При Обаме случился первый в истории человечества саммит США и АСЕАН – Ассоциации Юго-восточноазиастких наций, что должно было ознаменовать начало 21-го века – Века АТР.
Но союзники США в АТР
сегодня критикуют Обаму, считая, что он заигрывал с Китаем,
когда Китай послал флот на спорные участки оффшорной зоны в Южно-Китайском море.
Когда Трамп заявил о невыгодности экономических отношений со странами АТР. Некоторые его лидеры, например, премьер-министр Сингапура, заявили, что администрация Обамы своей нерешительностью слишком затянула процесс перезаключения договора Транстихоокеанского сотрудничества (ТТС) и допустила, что этот процесс растянулся до начала выборов в США, добавив им лишнего жара.
Уже после того, как Дональд Трамп был избран, еще действовавший на тот момент Барак Обама посетил саммит лидеров Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТС). На той встрече он призывал своих коллег по региону продолжать верить в США. Это на фоне публичных заявлений Трампа «сперва Америка», «вернуть рабочие места в США» и самое главное – высказывания о том, что США выйдут из Транстихоокеанского соглашения (ТТС), как только он, Трамп, вступит в должность. Трамп откровенно ерничал над ТТС во время полемики с Хиллари Клинтон, охарактеризовав этот договор словом DISASTER – бедствие. Трамп поставил под вопрос необходимость усиления общей безопасности региона и раскритиковал Южную Корею и Японию за «бесплатную езду на гарантиях безопасности со стороны Америки». В один момент он даже предложил им разрабатывать свои программы ядерного оружия, чтобы не полагаться на Вашингтон.
Последнее слово в критике азиатского курса Белого дома Трамп отвел Китаю, обвинив его в том, что тот «изнасиловал США» посредством «нечестных торговых соглашений». При этом Трамп провел телефонный разговор с президентом Тайваня, который не мог не разозлить Пекин. Еще раньше он дал понять, что если и не симпатизирует России, то во всяком случае ему не нравится то обострение, которое установилось между ней и Западом. Можно вспомнить, что многие президенты США начинали с того, что хотели перезагрузки отношений с СССР-Россией и старую пословицу про новую метлу. Теперь если Трамп добьется реализации своих слов, Россия перестанет быть врагом, Америка перестанет кормить традиционных братьев по оружию, но будет целенаправленно и жестко противостоять Китаю.
Наблюдая за теми, кого Трамп расставляет на посты, можно заключить, что там много бизнесменов, но не специалистов по безопасности АТР.
Представители военных и силовых ведомств в команде Трампа разделяют его настрой на необходимость концентрации усилий на уничтожении терроризма, но не поддержании многочисленных экспедиционных контингентов в Азии
Значит вряд ли новая администрация Белого дома имеет четкий план относительно того, как АТР будет существовать дальше в условиях роста влияния КНР и отказа Америки от Транстихоокеанского соглашения.
Первым Трампу позвонил лидер Японии, чтобы поздравить и добиться согласия на незапланированную встречу до инаугурации. После нее он выразил «уверенность в развитии отношений с Трампом», но примерно тогда же центровая либеральная газета Японии «Асахи Шимбун» писала, что «победа Трампа привела к широкому росту обеспокоенности за будущее среди международного сообщества… Это экзамен на способность ключевых стран региона вроде Японии устоять сообща и продемонстрировать их общую волю работать во благо мира и стабильности».
Премьер-министр Австралии (еще одного получателя выгоды от ТТС) Малкольм Тернбулл попытался успокоить общественность фразой, что несмотря на риторику Трампа у США и Австралии «общие интересы, выдержавшие проверку временем».
За ним последовало заявление все более критикуемого президента Южой Кореи Пак Кын Хе. Она призвала соотечественников сохранять хладнокровие и высказала уверенность, что Трамп останется верным партнером Кореи во благо обеспечения мира и безопасности на полуострове.
Китай промолчал, потому что ему все равно. Даже если бы президентом стала Хиллари Клинтон, США продолжали бы педалировать силовое давление на Китай, а Трамп вообще высказался в адрес Китая практически непечатно. Антикитайский курс в команде Трампа возглавили его советники – профессор Питер Наварро и бывший ассистент замминистра обороны США Майкл Пиллсбурипо. И конечно надо повториться и напомнить, что Трамп звонил президенту Тайваня – соперника и оппонента Китая.
Совсем недавно мир наблюдал за драматичным противостоянием России и Запада и обсуждал весомые формулировки про «21-й век – век Азиатско-тихоокеанского региона». А потом пришел Трамп и напомнил про Америку, точнее про ее внутренние интересы, которым вредит глобальная ответственность США с Украиной, Россией, Ближним Востоком, Афганистаном и АТР.
Трамп предпринимает активные и бескомпромиссные меры для реализации своих планов. Например, уволил и. о. генерального прокурора США за то, что не поддержала законы, запрещающие въезд в США обладателям «зеленых карт» из некоторых стран Африки и Ближнего Востока. Увольнение было подкреплено официальным заявлением Белого дома, тон и формулировки которого для аудитории определенной возрастной категории в нашей стране могут показаться пугающе знакомыми. Если по Трампу Китай «изнасиловал США», то ставленница Обамы Йейтс «предала Министерство юстиции США, отказалась обеспечить соблюдение конституционного порядка…» и т. д.
После этого судьба оппонентов Трампа по любому вопросу и методы, которыми новая администрация Белого дома будет выводить их из игры, стали понятны
Возникли другие вопросы.
Трамп ясно дал понять, кого будет давить – Китай и Иран. С обеими странами у Казахстана есть стратегически важные отношения. Такие же отношения с ними и у России. На фоне нескольких предыдущих президентов США государства Евразии вели себя в отношении друг друга однозначно — Китай не отвернулся от Ирана, когда он был под санкциями Запада и также не отвернулся от России, когда санкции наложили на нее. Казахстан внес вклад в снятие санкций с Ирана и не отвернулся от России в ее отношении к киевскому Евромайдану, назвав это переворотом. Наша страна продолжает морально и практически поддерживать Россию в условиях санкций Запада, как впрочем и саму «послемайдановскую» Украину, от которой отвернулась и Россия и, как представляется, сама Западная Европа. Уровень доверия между Россией и Казахстаном высок — ведь на территории Казахстана расположены российские военные части. Уровень осознания масштаба обоюдной ответственности за будущее Евразии заставил Путина и Цзинпиня договориться согласованно развивать ЕвразЭС и «Один пояс-один путь». Сегодня Трамп поворачивается к России, но отвернулся от Китая, а также неоднозначно ведет себя в отношении Ирана.
Когда победил Трамп, некоторые весьма влиятельные политические персоны России ликовали так, как будто победили они. Но если он с такой же прямолинейностью и безжалостностью реализует планы по КНР, то кажется, что давление на складывающийся в Евразии союз сохранится. Просто процесс пойдет с другой стороны.