Эксперты уверены: укрепление нацвалюты временно, тенге снова откатится к 330/$1.
После роста последних дней казахстанская нацвалюта перейдет к падению и вернется к отметке 330 тенге за $1.
Казахстанцам вместе с кризисом стали привычны экономические термины «девальвация», «инфляция», «макроэкономика»… Вместе с тем, сегодня стало окончательно ясно, что наша экономика не столько зависит от курса американского доллара, сколько от курса российского рубля. Оно и понятно, ведь почти 70% производимых на территории Казахстана товаров экспортируются именно в Россию. И от курса тенге к рублю зависят цены отечественных товаров, которые продаются на прилавках российских магазинов. Чем больше стоит рубль к тенге, тем они дешевле. И соответственно, конкурентоспособнее в сравнении с российскими. А значит и продаются лучше, и денег с их продаж больше.
По мнению экономиста Айдархана Кусаинова, Казахстану не хватает специальной экономической политики, которая позволила бы формировать отношение курса тенге к российскому рублю. Эксперт считает, что на сегодня тенге имеет запас быть ослабленным с текущих 5,42 тенге/рубль до 5,8 тенге/рубль. Однако это невозможно, поскольку монетарные власти Казахстана не имеют соответствующей последовательной политики. Вот что говорит Кусаинов:
Для продвижения наших товаров за рубежом нужен целый комплекс мер.
Это таможенная и налоговая политика. Это меры по продвижению экспорта, защите внутреннего рынка. То есть это целая экономическая политика. Получается такая ситуация, грубо говоря, что если бы у нас была последовательная экономическая политика в направлении развития экспорта, то тогда Нацбанк смог бы смелее ослаблять тенге. Потому что экономика пользовалась бы этим и туда бы шла, – говорит Кусаинов.
Он пояснил, что Национальный банк без скоординированных действий с другими монетарными органами не способен обеспечить казахстанским экспортерам максимальный эффект от курса тенге. Поскольку переослабление нацвалюты может привести и к негативным последствиям тоже.
Если Нацбанк переослабит курс тенге, это приведет к удорожанию внутренних товаров.
Если бы у нас была экономика, готовая к ослаблению, если бы был соответствующий маркетинг, межправительственные соглашения, договоренности по экспорту, то тогда можно было бы ослаблять тенге к рублю. А сейчас Нацбанк говорит, что все возможное для улучшения экспорта сделал. Но экономика в целом не готова.
Выход из ситуации эксперт видит в изменении парадигмы мышления монетарных властей Казахстана.
Должно быть изменение в парадигме мышления.
Вот, к примеру, у нас все привыкли строить недвижимость. Это неправильный подход. Мы «пуляем» деньги в недвижимость вместо того, чтобы развивать экспорт. Экспорт нам должен приносить доллары. Но как недвижимость, построенная в Караганде, может их принести? Это же не Испания. Кто туда поедет? Экспортной выручки это нам не приносит.
Относительно дальнейшего курса тенге к рублю Кусаинов прогнозирует ослабление казахстанской нацвалюты.
Я не думаю, что курс тенге будет и дальше укрепляться по двум причинам. Во-первых, потому что он должен вернуться в район 5,5-5,6 тенге за рубль. Рынок еще не понял, что он больше привязан к рублю, чем к доллару. Сейчас это некий откат, тенге немного откатится и опять начнет возвращаться в район 5,5 тенге за рубль и 330 за доллар, – дал прогноз экономист.
Член правления компании Halyk Finance Мурат Темирханов также считает, что Нацбанк не может в текущих условиях ослабить курс тенге к рублю.
У нас импортируемая экономика. Поэтому девальвация будет сразу же перекладываться на товары и услуги, импортируемые из России. Поэтому когда курс тенге подскочил до 5,6 тенге за рубль, был риск давления на инфляцию. Искусственную девальвацию Нацбанку проводить смысла нет, особенно по отношению к рублю. Потому что это окажет давление на инфляцию. А за инфляцию Нацбанк отвечает напрямую.
Вообще, я считаю, что удержание инфляции – это приоритетней, чем какими-то искусственными путями создавать преимущества экспортерам.
Нужно не искусственно создавать за счет курса тенге кому-то там что-то, а сдерживать инфляцию. Как только инфляция опустится ниже 5%, тогда можно думать и о каких-то планах. Сейчас нам надо «устаканить» экономику, которую до сих трясет после перехода на свободный курс и инфляционное таргетирование. Поэтому мое мнение, что 5,3-5,4 тенге за рубль – это оптимальный курс, – считает эксперт.
Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) Вячеслав Додонов в свою очередь отмечает, что не так важен курс нацвалюты, сколько важно наличие индикаторов его формирования.
В идеале было бы хорошо, если бы курс тенге не ослаблялся и не укреплялся. Или если бы это происходило в рамках некоего пресловутого узкого коридора. Потому что стабильность для бизнеса – это ключевой фактор. Бизнес рано или поздно адаптируется к любому курсу валюты, будь то 300 или 400/$1. Неважно!
Бизнесу важна стабильность
Чтобы курс тенге определялся объективными факторами, а не политикой Нацбанка или какими-то субъективными манипуляциями. Тогда можно анализировать, делать прогнозы, планировать и развиваться. Вот это было бы идеально, – подчеркнул Додонов.