Реализация задач, поставленных Нурсултаном Назарбаевым в ежегодном послании, только в 2017 году будет стоить бюджету почти 2,5 трлн тенге. Об этом свидетельствуют данные доклада Министра финансов РК Бахыта Султанова, с которым он выступил в Мажилисе.
Но даже этих средств может оказаться недостаточно для того, чтобы выполнить все поручения президента. Ситуацию усугубляет и то, что бюджет достаточным количеством средств не располагает.
На ускоренную технологическую модернизацию экономики и улучшение бизнес среды будет направлено порядка 231 млрд тенге. Из них 60 млрд тенге получит аграрный сектор. Четверть этих средств будет направлена на поддержку кооперативов.
«За счет данных средств продолжится кредитование сети пунктов приема молока и поддержка семейных молочно-товарных ферм, финансирование развития плодоовощеводства и откормочных площадок. В результате будет обеспечено производство почти 49 тысяч тонн сельскохозяйственной продукции и занято почти 14 тысяч человек», — говориться в докладе Министра финансов.
Еще более 2100 объектов малого и среднего бизнеса получат субсидии на развитие на общую сумму 33,7 млрд долларов. Ну а для того, чтобы урожай на полях не сох, Правительство выделило 9,3 млрд на строительство и реконструкцию систем водоснабжения.
Для сравнения: импорт сельхозпродукции из стран, не входящих в ЕАЭС, по данным Комитета государственных доходов в 2016 году составил 1,6 млрд долларов (при среднегодовом курсе в 344,5 тенге за доллар – более 583,2 млрд тенге), экспорт в них же – 1,706 млрд долларов (более 587,7 млрд тенге). В таких масштабах объем запланированных дополнительных инвестиций в сельхоз не выглядит большим.
К слову, дополнительное финансирование научных исследований в аграрном секторе составит 1,7 млрд тенге – это на 100 млн меньше, чем выделяется на создание центра «Умные технологии».
Внимание к агросектору не случайно – он должен стать одним из локомотивов экономики. Но не остается в стороне и нынешний лидер – нефтяная отрасль. В связи с периодом низких цен на главный источник казахстанского экспорта, сократился объем вложений в разведку (эта тенденция отмечается во всем мире). Сейчас этот пробел планируется устранить: на поиск расширения минерально-сырьевой базы выделено дополнительно 1,7 млрд тенге (общий объем финансирования таким образом достиг 10 млрд тенге).
Математика простая:
выкачивая в год по 80 млн тонн нефти, Казахстан должен находить минимум такой же объем для того, чтобы быть уверенным в будущем отрасли
Учитывая важность вопроса, поддержка государства могла бы быть и больше. Но не стоит забывать, что поиск новых месторождений также ведется за счет средств нефтяных компаний.
Дополнительное финансирование развития транспортного и транзитного потенциала страны составит 127,2 млрд тенге, 48 млрд из которых пойдут на строительство паромного комплекса в Курыке, а остальные средства – на развитие дорожной сети. Много это или мало?
В целом по данным Министерства по инвестициям и развитию, в республике в период 2017-2019 годы предусмотрена реализация 23 проектов общей протяженностью 4,4 тыс. км на сумму 1,7 трлн тенге, так что объем дополнительных инвестиций – это лишь около 7,5% от общей суммы.
Интересно, что
половина проектов будет реализовываться за счет иностранных инвестиций
Займы Европейского банка реконструкции и развития на реконструкцию дороги Курты-Бурылбайтал уже привлечены. Ведется работа по привлечению средств Эксимбанка КНР для работ на участках Талдыкорган-Усть-Каменогрск и Мерке-Бурылбайтал (хотя соглашения о займе пока не подписано, подрядные организации, которые займутся ведением работ, уже определены).
Ведутся конкурсные процедуры и на реконструкцию участка Кандыагаш-Макат, которое будет вестись на деньги Азиатского банка развития. Исламский банк развития финансирует участки Актобе-Кандыагаш и Атырау-Астрахань. Также за счет иностранных инвесторов будет проведена реконструкция дорог Узынагаш-Отар и Жетыбай-Жанаозен.
Суммарная протяженность всех дорог, которые планируется реконструировать за счет иностранных инвестиций – 2184 км. Объем 8 проектов, реализация которых стартует в этом году и будет вестись за счет республиканского бюджета, — немногим более 1000 км.
Среди прочих дополнительных статей финансирования
выделяются 86,2 млрд тенге, которые в этом году будут направлены на выплату повышенных пенсий и пособий по рождению ребенка
На сферу образования будет выделено дополнительно выделено 20,4 млрд тенге, на безопасность и борьбу с коррупцией – 23,9 млрд тенге.
Вот в общем-то и все крупные статьи расходов. Как нетрудно посчитать, до заявленных в докладе 2,434 трлн тенге эти траты значительно недотягивают.
Оставшиеся средства, судя по всему, будут использованы для поддержания макроэкономической стабильности
«Национальным Банком и Правительством выработаны меры по оздоровлению банковского сектора. Это позволит восстановить стимулирующую роль денежно-кредитной политики и осуществить «перезагрузку» финансового сектора страны», — говорится в докладе минфина.
Найти, на что потратить 2,5 трлн тенге не так трудно, гораздо сложнее эти средства заработать. Министерство финансов этот вопрос частично решило: пересмотр прогнозов в сторону увеличения цен на нефть (с 35 до 50 долларов), металлов, экспорта минеральных товаров и темпом роста промышленного производства вкупе со снижением прогнозного курса доллара в перспективе даст бюджету 566,7 млрд тенге. Еще 1,09 трлн тенге будут привлечены из Национального фонда.
А остальные средства (около 970 млрд тенге) пока покрыть нечем – они будут учитываться в дефиците бюджета. Суммарная недостача по итогам года составит около 1,550 трлн тенге – это 3,1% от ВВП или 31,6% от общего объема доходов республиканского бюджета без учета трансфертов
«Объем правительственного долга к 2020 г. составит порядка 11,9 трлн. тенге или 20,6% к ВВП. В сравнении с текущим периодом (начало 2017 г.) долг в предстоящие 3 года увеличится в 1,3 раза. Темпы роста доходов республиканского бюджета отстают от темпов роста затрат на обслуживание правительственного долга. Такая ситуация считается негативной при управлении долгом. Таким образом, для исключения потенциальных рисков необходимо будет скорректировать бюджетную политику в 2018-2019 годах с принятием мер по увеличению доходной базы бюджета и возможно сокращению расходов», — подытоживает в своем докладе министр финансов.