Электронный дневник для учеников, с которым должны работать и учителя, и родители, пока не оправдал надежд. Чтобы Kundelik заработал, необходимы вложения в инфраструктуру.
Система цифрового документооборота Kundelik.kz, внедренная в казахстанских школах в начале текущего учебного года, продолжает вызывать негативные отклики среди учителей и родителей школьников. Основатели проекта — казахстанская компания «Innovation Process Group» и россияне «Дневник.ру» обещали, что Kundelik устранит цифровое неравенство и «бумажное бремя». Увы, новшество, внедренное уже более чем в 3800 школах, вместо облегчения жизни педагогам стало для них дополнительным бременем. Ведь теперь помимо бумажных документов учителям приходится заполнять и электронные. А ввиду того, что не во всех средних учебных заведениях имеется необходимая инфраструктура (достаточное количество компьютеров и скоростной интернет), эта работа зачастую переходит на внеурочное время.
Электронный дневник подвергается критике и со стороны родителей. Они сильно обеспокоены тем, что личные данные детей попадут в общий доступ. Возмущает их и наличие платных сервисов, стоимость которых варьируется от 175 до 475 тенге в месяц. Некоторые родители жалуются, что их принуждают ежедневно заходить в электронный дневник и в противном случае причисляют к неактивным пользователям системы.
По убеждению генерального директора Kundelik.kz Александра Григоряна, негатив, который сегодня выливается на компанию, вбрасывается искусственно.
— Возможно, это недоброжелатели или конкуренты. Ведь факты, которые сегодня излагаются в СМИ, не соответствуют действительности. В частности, разговоры о том, что система платная, хотя это не так. Я не спорю, что есть платные опции. К примеру, анализ успеваемости отдельно взятого ученика к обезличенным данным остальных учеников. Но отслеживать оценки детей, быть в курсе домашних заданий, общаться в соцсети и получать школьные новости родители могут совершенно бесплатно, — говорит он.
По его словам, компания продолжит развивать платные сервисы, привлекая рекламодателей с продуктом, каким-то образом имеющим отношение к образованию. Благодаря внедрению этих сервисов и рекламе компания планирует выйти на самоокупаемость через 3-5 лет.
Что касается безопасности, по словам Александра Григоряна, все базы данных с персональной информацией о школьниках, их родителях и преподавателях находятся на серверах, контроль за которыми осуществляет непосредственно министерство образования. Серверы находятся под защитой оператора государственных информационных систем АО «Национальные информационные технологии», там же, где расположена программа Egov и прочие порталы госуслуг.
— Это самые надежные серверы, какие только могут быть, — уверяет г-н Григорян. — Нет никаких рисков, что информация попадет в неблагонадежные руки.
Кроме того, по его словам, система безопасна еще и потому, что пользователи не могут зарегистрироваться в ней самостоятельно: всю процедуру регистрации осуществляет учебное заведение, то есть непосредственно учителя.
— В нашей системе невозможно появление анонимных личностей, никакой злоумышленник не сможет войти в нее и совершать анонимно противоправные действия. Поэтому социальная сеть, которая функционирует у нас в рамках проекта, является на сегодня самой безопасной. Здесь подростки и их родители могут обмениваться учебными материалами, быть в курсе новостей школы и общаться между собой. И все же, если пользователи внутри самой системы пожелают скрыть свои персональные данные, такая функция доступна, утверждает генеральный директор Kundelik.kz.
При этом Григорян не отрицает, что сегодняшняя казахстанская система образования обладает рядом несовершенств, в связи с чем и возникают «перегибы».
— Среди учебных заведений, в которых мы внедряем электронный дневник, есть и проблемные, где в самих классах много учеников и нагрузка соответственно выше. Но мы не имеем к этому отношения — это стандартные проблемы, которые есть в нашей системе образования. Используя десятилетиями бумажные документы, нельзя в одночасье безболезненно перейти на электронный документооборот — это длительный процесс, — уверен он. И подчеркивает, что оснащение школ компьютерами и интернетом для внедрения электронного дневника является задачей министерства и местных исполнительных органов.
Ирина Смирнова, депутат мажилиса, в целом поддерживает внедрение электронного дневника, но подчеркивает, что наличие одновременно и бумажного формата дает колоссальную нагрузку на учителей:
— Учитель должен сразу же в процессе урока выставлять оценки, а не писать их на бумажку и идти куда-то искать компьютер, чтобы вбить в электронный журнал, — говорит она. — В селах нет таких возможностей! А чтобы обеспечить компьютерами и интернетом все школы, нужны огромные инвестиции.
Кроме того, депутат недоумевает, почему для реализации столь важного шага была выбрана именно компания «Kүнделік» и в связи с чем отбор был проведен в формате индивидуального взаимодействия министерства образования с данной компанией, а не осуществлена, к примеру, процедура проведения госзакупки. Ведь даже если услуга и предоставляется на безвозмездной основе, г-жа Смирнова не отрицает, что проведение такой процедуры могло бы выявить и других претендентов на реализацию этого проекта.
— Когда государство заявляет, что платит ноль тенге за продукт, сразу понимаешь, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И хочется задать вопрос, кто эти люди, пожелавшие бесплатно реализовать такой проект, кто эти благодетели?
Г-жу Смирнову также настораживает внедрение платной опции, позволяющей родителям сравнивать результаты учебы своих детей с результатами других учеников, пусть даже и без указания фамилий.
— Психологи советуют не сравнивать своего ребенка ни с кем. Если ребенок услышит от родителя нарекание, что, к примеру, по всей стране дети учатся на «тройки», а он на «двойки», он в этом случае подвергнется своего рода давлению. Такие побочные эффекты системы министерству нужно обговаривать и прорабатывать в индивидуальном порядке, — рассуждает депутат.
Нельзя заставлять родителей использовать «Кунделик» — Сагадиев
Кроме того, по словам Ирины Смирновой, в некоторых школах введена система рейтингов для учителей, согласно которой на рейтинг отдельно взятого педагога влияет посещаемость родителями дневника Kundelik.kz.
— Какое отношение имеет учитель к тому, как с какой периодичностью родитель решает входить в эту систему? У него попросту нет таких полномочий, чтобы давать такие советы родителю. Родитель оповещен о том, что такой дневник есть, и сам может решать, пользоваться им или нет. Кому-то, допустим, предпочтительнее бумажный формат дневника, — утверждает депутат.
На этот счет с ней солидарен и Александр Григорян.
— Участие родителей в жизни ребенка — сугубо личное дело. К сожалению, я не могу отвечать за школы, которые заставляют детей заходить в систему ежедневно. Сами мы никогда не принуждали к этому, хотя для нас важно, чтобы родители активно использовали электронный журнал, потому что это удобно для них самих, — отмечает он.
По его словам, с 1 сентября 2017 года система Kundelik.kz будет внедрена еще в 2000 школах. А к концу весны 2018 года в планах у компании подключить 95% всех казахстанских школ. Он рассчитывает, что к этому времени ситуация стабилизируется, и учителя смогут полноценно работать в электронной системе. В то же время бумажные дневники останутся.
Ирина Смирнова, в свою очередь считает, что это слишком быстрые сроки. Невозможно в одночасье во всех школах поставить нужное количество компьютеров и обеспечить их, доступом в интернет.
— Понятны благие намерения министра, который хочет избавить учителей от бумажной работы, но… Как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад. Нужно серьезно подумать, что делать, но лично я пока выхода не вижу, — подытоживает депутат.