Возможная девальвация в России не ухудшит ситуацию в Казахстане благодаря стабилизации мировых цен на нефть, говорят эксперты.
Об этом в интервью порталу «Саясат» рассказал экономист Магбат Спанов.
— Центробанк России заявил об ухудшении показателей устойчивости экономики страны к бремени внешнего долга. На его обслуживание на конец третьего квартала должно было уходить 40% всего притока валюты в Россию от экспорта, тогда как критический порог по методологии МВФ — 25%. Что следует ожидать от ЦБ РФ и как это отразится на Казахстане?
— Они многое заявляют. Но реально нашей стороне и российской в плюс идёт то, что цены на нефть стабилизировались. Не думаю, что будут большие изменения. Россия не будет девальвировать свою валюту. У них ухудшилось социальное положение по сравнению с нами. К слову, у нас тоже ухудшилось, но у них сильнее. Это не повод для сильных колебаний российской валюты. Соответственно таких же колебаний не будет и у тенге. Единственное – рубль и тенге будут усиливаться за счет отношения к цене на нефть
— Между тем в России уже сейчас обсуждают 10-процентную девальвацию. В какой пропорции это отразится на тенге?
— Мне трудно говорить об этом. Я не думаю, что Казахстан пойдет на девальвацию. Потому что многое будет зависеть от внутреннего производства. Мы ожидаем, что в рамках открытия совместных предприятий с Китаем будет определенный приток инвестиций. Это позволит нивелировать то, о чем говорится, о влиянии России в экономике и финансах. Тут надо просто занять выжидательную позицию.
— К слову, президент поручил увеличить добычу нефти. Что ожидает национальную валюту в этом контексте?
— В любом случае это позитивный фактор. Другой вопрос — всё зависит от цен на мировых рынках. По моему прогнозу, цена будет в пределах 50-55 долларов за баррель. Наш бюджет рассчитывается исходя из 35 долларов. Думаю, что будет выполнение расходной и доходных частей. Социальные вещи будем закрывать. Думаю, что какого-то фундаментального влияния на рынок не будет.
— В этом году, по ожиданиям экспертов, возможны слияния и поглощения в банковской сфере страны. По-вашему, насколько этот процесс будет болезненным?
— Болезненно он будет проходить только для владельцев этих банков, а не для населения. Основная масса населения имеет депозиты в пределах 1000 долларов. Я считаю, что банки должны укрупняться, это усилит их устойчивость. Соответственно должны меняться принципы управления и работы банковской системы. Другой вопрос – не всё зависит от банков, всё зависит от экономической активности в стране, — вот определяющий тренд. Если экономика не будет меняться, то соответственно и банки не будут расти и изменяться. Тогда ситуация будет аховая.
— Глава отдела макроэкономического анализа Saxo Bank Кристофер Дембик озвучил мнение, согласно которому политика протекционизма, проводимая президентом США Дональдом Трампом, может благоприятно сказаться на ЕАЭС. Можно ли сказать, что стагнация пройдёт мимо Евразийского союза?
— Я бы так не говорил. Здесь всё зависит от внутренних изменений и внутренних тенденций. Если будем дальше развивать государственный монополистический капитализм, то тогда не выйдем. Но если будем стимулировать экономическую активность, предоставлять экономическую и политическую свободу, тогда можем говорить о росте. Если этого не будет, то никакие Трампы нам не помогут.