Говоря о «пятой колонне», Назарбаев прямо сказал, кого он имеет в виду. Многочисленные домыслы экспертов только «мутят воду», уверен российский политолог Андрей Карпов.
3 февраля на расширенном заседании правительства РК глава государства подверг разгромной критике некоторые аспекты работы правительства. Тогда-то президент и упомянул о «пятой колонне».
По мнению Карпова, резкое выступление Нурсултана Назарбаева вряд ли было продиктовано сиюминутными эмоциями. Скорее, это был продуманный ход.
«Это, собственно говоря, фирменный стиль Нурсултана Абишевича – раздавать публичные выговоры чиновникам и одновременно определять новые правила игры внутри бюрократических структур, —
цитирует эксперта ia-centr.ru. —
На этот раз главной мишенью президентского негодования стал министр финансов Бахыт Султанов, которому, образно говоря, была показана желтая карточка. Но некоторые моменты президентского спича действительно нуждаются в «расшифровке». Чем и занимается сейчас вся местная политическая и экспертная тусовки».
Как подчеркивает политолог, контекст, в котором глава государства говорил о «пятой колонне», делает смысл фразы вполне очевидным.
«Сама по себе фраза Назарбаева не создает сложные интерпретации, —
говорит Карпов. —
Цитирую: «За последние десять лет количество ежегодно принимаемых нормативно-правовых актов возросло в четыре раза. Кто их создает? В целом по республике контрольно-надзорные функции осуществляет 61 ведомство. Невозможно открыть частный бизнес. Где сидит «пятая колонна» внутри правительства? Мы говорим одно, принимаем решение, делается по-другому».
О чем говорит Елбасы? О том, что некоторые чиновники работают против государственных программ развития, тормозят развитие бизнес-проектов, создают невыносимые условия для существования бизнес-среды и тем самым работают против интересов государства. Причем эти «придуманные» барьеры создаются на самом верху – в правительстве, где ряд топ-чиновников действуют (очевидно) в собственных интересах, а не в интересах Казахстана.
Особое негодование Назарбаева вызвал тот факт, что численность сотрудников проверяющих органов остается неизменной, а в некоторых случаях даже увеличивается. Это и есть пример бюрократического саморазмножения. Последний раз такого рода претензии Нурсултан Абишевич высказывал руководству «Самрук-Казына», а здесь беспредел идет не только по линии госхолдинга, а в масштабах регионов и всей страны».
Эксперт констатирует: многие его коллеги делают выводы, надлежащим образом не ознакомившись с текстом выступления президента. А это приводит к тому, что собственные измышления политологов принимаются ими за месседж, который якобы хотел донести Назарбаев.
Таким образом, «пятой колонной» президент назвал определенные круги, противостоящие государственному курсу на либерализацию экономики. Нацбанк как один из проводников этой политики также подвергается критике со стороны этих кругов.
«Думаю, что этих «решальщиков» президент Казахстана мог бы назвать поименно. Но пока не стал этого делать, —
считает Карпов. —
Акишев получил полную поддержку со стороны президента, но можно предположить, что силы, оказывающие на него давление, обладают очень серьезным ресурсом. Прежде всего в медиа-сфере. А именно через СМИ (не только казахстанские) шла кампания по дискредитации работы Нацбанка. Нечто подобное мы уже видели в эпоху Кайрата Келимбетова.
Об этих особенностях национальной финансовой системы также очень ясно и четко говорит Назарбаев: «Вмешательства в дела Национального Банка надо считать вмешательством в дела финансовой системы страны и наказывать. Я смотрю и вижу, чем больше Национальный Банк начинает наводить порядок, тем больше нападок на председателя Национального Банка. Это делают акционеры и спонсоры, которые здесь сидят, в этом зале. Никого не бойся, никого».
По мнению россиянина, в обозримом будущем можно ждать замены министра финансов РК. Позиции министра национальной экономики Тимура Сулейменова покрепче — хотя бы потому, что на должность он назначен недавно.