Слова Шперова о необходимости забрать у Казахстана «исконно русские земли» политологи назвали политическим запросом со стороны ура-патриотической массы России.
Во время заседания парламентского круглого стола на тему соотечественников депутат Государственной думы РФ от партии ЛДПР Павел Шперов заявил о необходимости забрать у Казахстана «исконно русские земли».
Позже председатель комитета по международным делам Госдумы РФ Леонид Слуцкий прокомментировал выступление Шперова — по его версии, слова были выдернуты из контекста и неправильно истолкованы украинскими журналистами. В Сети тут же появилась аудиозапись выступления депутата, на которой слышно, что Шперов прямо и недвусмысленно говорит о «наших землях, которые временно отторгнуты».
Слова Шперова объясняли по-разному — неправильной трактовкой, политической диверсией, а также частным мнением этого клона Жириновского. В Казахстане же высказывание депутата считают демонстрацией имперско-шовинистических настроений в российском обществе, которые нельзя не замечать.
— Для некоторых российских политиканов это уже не первая попытка набрать политический капитал среди шовинистически настроенного электората путем высказываний относительно территориальной целостности, суверенитета и независимости Казахстана, — говорит политолог Султанбек Султангалиев. — Крайне удивляет беззубая реакция МИДа на подобного рода политические диверсии. Скажем, того же лидера ЛДПР Владимира Жириновского необходимо было уже давно объявить персоной «нон грата». Увидев достойный ответ, его коллеги по партии сначала бы думали головой, прежде чем молоть всякую чушь относительно казахстанских территорий.
Вместе с тем, по словам политолога, подобные заявления — не просто «результат экскрементальной работы депутатской извилины», а определенная реакция на политический запрос со стороны ура-патриотической массы. Подобные имперско-шовинистические настроения имеют место в российском обществе и их нельзя не замечать.
— Политика России в отношениях с союзниками по ОДКБ и Евразийскому союзу является выдержанной и последовательной. Однако для того чтобы не возникало дополнительных раздражителей в отношениях между нашими странами
Кремлю необходимо публично поставить на место зарвавшихся клоунов,
— считает Султангалиев.
Однако, по мнению политика Петра Своика, все намного сложнее, чем просто высказывание отдельно взятого депутата от ЛДПР.
— Чтобы адекватно отреагировать на слова, произнесенные Шперовым, надо реагировать не на его персону, а на политический контекст, в котором такое высказывание, пусть и далеко не первого лица, но все-таки представителя российского политического класса, стало возможным, — говорит Своик. — Контекст же таков — прежний миропорядок уже не соблюдается, а новый еще не создан.
Здесь, чтобы во всем разобраться, следует сделать экскурс в историю. После окончания Второй мировой войны мир существовал в условиях Ялтинских договоренностей, составленных державами-победительницами. Они же договорились о создании ООН и Совета Безопасности, поддерживающих баланс капиталистического, социалистического миров и «третьего мира». Так было до 1991 года, когда Советский союз капитулировал в холодной войне и добровольно согласился принять новое рыночное мировоззрение.
— Этот миропорядок был зафиксирован в Будапештском меморандуме, который все подписали добровольно, — продолжает Своик. — Однако в рамках этого мирораспределения США и Европа посчитали, что могут позволить себе что-то дополнительно и… разделили Югославию так, как посчитали нужным. Россия была недовольна, но сил для противостояния тогда у нее не было.
Будапештский меморандум начал нарушаться Западом, но по ходу дела уже и Россия стала демонстрировать свои интересы за пределами своих национальных границ.
— Приднестровье, Абхазия, Осетия, война с Грузией — это тоже была отмена Будапештского меморандума. Тогда страшно был возмущен Запад, но равно как Россия не могла воспрепятствовать образованию Косово, таким же образом Запад не может воспрепятствовать новой политике России, — говорит политик.
Дальше больше. Обретя большую самостоятельность, Россия создает Таможенный и Евразийский союзы, которые к таможенным границам и вообще к экономике отношение имеют весьма косвенное.
— ТС и ЕАЭС — это политические проекты, только оформленные как экономические. За этим случился Майдан — Украина не просто так бросилась в Европу, а от ТС. А дальше пошел Крым, война на юго-востоке Украины… Даже Сирия — это тоже интересы России на Ближнем Востоке. А практически заключительным этапом отмены постсоветского миропорядка стал приход Трампа, официально объявившего, что Америка больше не будет глобальным надзирателем, а начнет заниматься собственными проблемами. Отсюда вытекает, что
Россия уже по факту получила право заявлять свои интересы на постсоветском пространстве, дальше это право будет только расширяться и укрепляться
В общем, по мнению Петра Своика, таков общий контекст, на который надо реагировать, а не на какого-то там депутата Шперова. К тому же эта политическая заявка России и не скрывается. Должностные лица повыше депутата прямо говорят, что национальные интересы России распространяются на постсоветское пространство. И Россия будет их реализовывать. Форма же реализации, мы должны это понимать, -Евразийский Союз.
— Если бы слова депутата Шперова категорически не вписывались в российскую стратигему, он немедленно получил бы укорот не от наших патриотов или дипломатов, а от собственных властей, — уверен Своик.
— Чем больше и по-детски мы будем обижаться, требовать каких-то извинений, тем меньше будем понимать, что на самом деле происходит, — считает Своик. – Новые евразийские реалии уже не отменить, хотя процесс займет еще годы и годы, и только по его завершению можно будет говорить о некоем новом международном порядке и институтах, его поддерживающих. Например, Украина – это пространство, где сейчас определяется будущая граница между старой Европой и новой Евразией. И пройдет она (это ясно уже сейчас) много западнее, чем сегодняшняя линия фронта между АТО и Донецка с Луганском. Что касается Казахстана, никто наши земли забирать не будет, но вот
взаимодействие с Россией мы обязаны опирать на нашу собственную политическую и экономическую упругость
Только это способно обеспечить равноправное и взаимовыгодное взаимодействие. И здесь пока большие проблемы. В экономическом плане у нас есть выдыхающаяся экспортно-сырьевая модель и, если честно сказать, без альтернативы.