Кое-кто из команды бывшего премьер-министра Масимова продолжает держать свои позиции.
Год назад Министерство образования и науки неожиданно возглавил человек, более близкий к бизнесу, чем к школе. И сразу ринулся в бой с очередными реформами. Чего не скажешь об МВД, которое систематически дает стране «угля» своими инициативами. В минюст назначение вообще получил человек с неоднозначной биографией, но сильной политической позицией. Что мы знаем о влиянии руководителей этих трех министерств — в четвертой части цикла статей о правительстве Сагинтаева рассказал политолог Данияр Ашимбаев.
— Касымов, что называется, «кадровый мент». На посту министра находится с 2011 года, то есть в нынешнем кабинете уже ветеран. И хотя у нас были министры, которые сидели в своих креслах по 10-15 лет, для нынешних пор 6 лет — уже немалый срок.
Калмуханбет Нурмуханбетович прошел весь путь — от опера до министра. По нынешним временам, человек, познавший все звенья карьерной цепи — это большая редкость
Сферу свою министр знает и четко держит и ее, и кресло, хотя на его место давно известны желающие, амбиции которых он в течение многих лет благополучно отбивает.
— Как ему удается сохранить свой пост, если деятельность МВД постоянно подвергается критике?
— Потому что он пользуется доверием президента, а это самый важный ресурс в стране. И это главное, хоть мы все прекрасно знаем, по каким пунктам и сферам за МВД тянется «душок». С другой стороны, во многом это касается не только МВД, но и всей правоохранительной системы.
У нас ведь чистая преступность в том виде, в каком была в 90-е годы, с поля пропала. Ее в конкурентной борьбе вытеснили те же силовики
Все прекрасно знают, кто занимается рэкетом, наркобизнесом, торговлей людьми, информацией, а кто продажей всевозможных разрешений. Заметьте, давно из сводок исчезли сообщения о задержании, допустим, «воров в законе». В основном за те правонарушения, за которые раньше задерживали и сажали бандитов, сейчас попадают работники правоохранительной сферы. Как бы это печально ни звучало, но у нас в этом плане государство в острой конкурентной борьбе победило преступность, заняв ее же место.
— Есть ли достойная замена Калмуханбету Касымову?
— При всей критике МВД, в том числе и той, что я бегло затронул, Касымов — большой специалист. И лучше него в этой сфере найти достаточно сложно. Он проработал и в центральном аппарате, и руководил областными департаментами внутренних дел. То есть опыт у него большой. Тем не менее критика нарастает. И понятно, что в какой-то момент встанет вопрос о замене министра. Но пока разговор об этом не идет.
— Министр юстиции Марат Бекетаев — выходец из достаточно большой семьи. У него известны и брат, работающий в системе минфина, и отец, некогда трудившийся в системе МВД. Другие родственники занимали должности и в администрации президента, и в КНБ, и в Банке развития Казахстана.
— Ну и скандалы бывали, несмотря на «большую семью».
— Да, у него были определенные скандалы. Однако благодаря тому, что он входил и входит в команду Карима Масимова, они быстро сошли на ноль. Вспомним, ведь именно Масимов продвинул Бекетаева на пост заместителя руководителя администрации президента по государственно-правовой работе. А там он курировал широчайший блок, состоящий из силовой, правовой и судебной систем. Именно у АП в правовых вопросах перед министерствами всегда был и будет приоритет.
После ухода Масимова с поста премьера Бекетаев, как и другие его выдвиженцы, пошли на понижение
Бекетаев, допустим, стал министром юстиции, Нурлан Ермекбаев — министром по делам религий и гражданского общества, Даулет Ергожин — заместителем председателя КНБ
Технически все эти люди ушли на понижение, если учесть, какие полномочия имели до новых назначений.
Несмотря на это, профессиональной критики в адрес Бекетаева я не слышал. В министерстве он проработал 8 лет и особых недоработок не показывал. Понятно, что есть люди, которые его не любят, отсюда периодически возникают определенные вбросы. С другой стороны, пост министра юстиции у нас в системе важный, но не самый, учитывая, что право первой ночи по многим вопросам находится, повторяю, в администрации президента. Ничего плохого о нем сказать не могу.
— Нужно учесть, что у минюста были отобраны очень многие важные функции — КУИС, ЦОНы. То есть ничего важного, кроме регистрации, им не оставили.
— Даже если система ЦОНов перешла в другое министерство, регистрация многих документов по-прежнему находится в сфере минюста. Поэтому я бы не стал говорить, что министерство бедное и несчастное. Регистрация — тоже довольно обширный блок. Нужно помнить, что есть сферы, которые периодически блуждают туда-сюда. Тот же КУИС то переходит в минюст, то в МВД. А важность полномочий того или иного министерства легко можно проверить по уголовным делам. Когда число уголовных дел возрастает, это значит, что у того или иного министерства много денежных блоков. Если аресты сокращаются, значит либо крыша хорошая, либо министерство ущемлено в полномочиях. Коррупционный компонент есть в работе любого министерства, а многие регистрационные функции находятся в ведении минюста. Хотя бы даже по этой причине я не стал говорить, что министерство ущемлено.
— Министр образования и науки в сфере образования работал достаточно долго. Имеет опыт работы и во Всемирном банке, успешно поработал в бизнесе, 8 лет руководил Университетом международного бизнеса, который был создан им вместе с отцом – бывшим президентом академии наук Кенжегали Сагадиевым. При Масимове, когда тот был премьером, Ерлан Сагадиев был внештатным советником и курировал создание международного университета информационных технологий, одного из новых вузов, причем достаточно быстро капитализированного. Потом Сагадиев снова был советником премьера, несколько месяцев занимал должность вице-министра индустрии, занимаясь вопросами привлечения инвестиций. Эта тема у нас вечная и не самая популярная с точки зрения контроля, но об этом речь пойдет в другом блоке.
После ухода с поста вице-министра, с июля 2015 по февраль 2016 года Ерлан Сагадиев был без работы
— Удивляет его стойкость по отношению к недовольству общества. Люди устали от инициатив каждого нового министра образования. Сагадиев тоже принялся за реформы едва ли не с первого дня.
— Министерство образования и науки он возглавил год назад и — да, почти сразу инициировал ряд реформ. Часть из них подвергалась критике. Но с другой стороны, видно, что министр работает, а к критике достаточно восприимчив, умеет держать удар. Как он справится с самыми наболевшими вопросами трехъязычия и хиджабов в школах, пока неясно. Ведь это вечно дискуссионные вопросы, в которых специалисты и общество никогда не смогут прийти к единому мнению.
В качестве «чемодана без ручки» Сагадиеву достались вопросы ЕНТ и качества учебников. Две неизлечимые болезни образования и науки
Несмотря на периодическую рецессию, само состояние сферы изменить в положительную сторону за год было бы непосильным даже самому продвинутому и волевому человеку.
Это проблема системная, которая во многом связана с системными сбоями и коррупционными правонарушениями. За последний год в сфере контроля за образованием было арестовано, если не ошибаюсь, три начальника региональных управлений. Недавно была осуждена бывший президент холдинга «Касипкор» Эльдана Садвакасова, причем, что интересно, ее арест и начало суда остались без внимания прессы. А ведь это один из наших «проектов-сразу-мирового уровня», затеянный предшественниками Сагадиева. Не без проблем проходит министерская кампания по ротации ректоров вузов.
— Не сильно продвигается в своем развитии наука, которая периодически подвергается реформам, но по-прежнему главным вопросом остается ее финансирование и эффективность от государственных вливаний.
— Что касается системы науки, то здесь есть противоречия между грантовым подходом, который давно пытается министерство внедрить, и желанием научной среды в стабильном финансировании, не привязанном к каким-то оценкам эффективности. Понятно, что эта сфера всегда будет конфликтной. Кроме того, вопрос, связанный с финансированием инноваций, находится у одного министерства, а научные институты — у другого. Есть и вечный вопрос взаимодействия образования и науки. Вспомним историю с попыткой создания научно-образовательных холдингов на базе аграрного университета и Национального технического университета. Мало того, что это вызвало массу вопросов, так еще и создало конфликтное поле с целой армией обиженных.
Продолжение следует.