Министр национальной экономики РК Тимур Сулейменов объяснил, почему рост курса тенге к доллару не сопровождается снижением цен в Казахстане.
Соответствующий вопрос был задан министру в кулуарах МНЭ РК после заседания коллегии ведомства. Сулейменов отметил, что сам вопрос порожден долларизацией сознания казахстанцев — функцию счетных денег в головах многих продолжает выполнять доллар.
«Мое мнение как экономиста — цены не должны снижаться от падения курса доллара. У нас своя экономика, мы производим свои товары. Себестоимость наших товаров формируется в тенге и, соответственно, мы должны избавиться от привязки к доллару, —
цитирует министра zakon.kz. —
Дедолларизация должна произойти не только в законодательстве, где запрещается выражать цены в долларах. Надо «запретить» их в головах. Не надо пересчитывать цены, зарплаты, стоимость машин и квартир в долларах. Мы не живем в США, мы живем в Казахстане».
Вместе с тем, министр признал, что часть ходовых товаров Казахстан импортирует. Сулейменов напомнил, что с расширением отечественного промышленного производства курс нацвалюты будет все меньше влиять на цены внутри страны.
«Я понимаю, что у нас сохраняется определенная импортозависимость, но тем не менее нам нужно ориентироваться на отечественное (…) Таким образом в движении валюты вверх или вниз нет такой прямой зависимости. Надеюсь, эта зависимость все больше и больше будет уменьшаться, потому что мы будем наращивать свое собственное производство. И тогда движение курса тенге к любой из валют не будет влиять на стоимость товаров, работ и услуг, которые мы сами производим, —
сказал глава ведомства. —
Базовые экономические теории говорят о том, что товар будет продан за столько, за сколько готовы его купить. И очень хорошим примером является рынок недвижимости, ведь он же не пересчитался, несмотря ни на какие девальвации. Цены сохранились».
По мнению министра, для стабилизации цен Казахстану нужно работать в следующих направлениях. Это наращивание производства со снижением его издержек, борьба с незаконными монопольными объединениями и совершенствование транспортно-логистической отрасли.