В КИСИ при президенте РК прокомментировали, как экономические тезисы из обращения президента отразятся на людях.
В 8-ми объемных тезисах Послания встречаются и переходящие из года в год направления, по которым будет двигаться государство в будущем. Но Послание-2017 все же содержит больше конкретики по части очередной модели экономического роста страны. Особенно актуальным вопрос выбора иного, не сырьевого, пути развития стал после резкого падения цены на нефть. Как следствие, государству понадобилась переориентация всей экономики. В каком направлении и что это даст, медиапорталу 365info прокомментировал главный научный сотрудники КИСИ при президенте РК Вячеслав Додонов.
— Поскольку нефть подешевела не вчера и не позавчера, поиском иной модели развития мы должны были заниматься еще тогда. Но делали это не слишком активно. В чем принципиально новый подход государства к построению новой экономики?
— Акценты были изначально расставлены при выступлении президента. Да, необходима новая модель экономического роста, которую нужно запустить. И основа ее не должна быть привязана к сырью, которым мы благополучно питались все эти годы. Да, нам этот сырьевой сектор обеспечивал высокие темпы роста в предыдущие годы. Но исключительно из-за высокого роста цены на нефть.
Все помнят, как с конца 90-х по 2010 годы она выросла в среднем на 5-7%. Но больше такого роста не будет, есть такой экспертный консенсус. А значит и роста ВВП на 10 и выше процентов, как в разные годы
Раз ушел источник подъема экономики, нужно искать какие-то другие факторы роста, чтобы в гонке за место под солнцем не отстать от остального мира. Чтобы куда-то продвинуться в мировой иерархии, даже не будем брать в расчет попадание в 30-ку развитых стран, а рассмотрим вариант хотя бы просто хорошего места в рейтингах, нам нужно взять темп быстрее общемирового. Мировые темпы роста порядка 3-3,5% в год, в то время как у нас за последние годы было наоборот — 1-1,9%.
— Кажется, не больше 2% было?
— Да, рост ВВП Казахстана в 2014 году составил 1,9%, в последующем — меньше. То есть мы не опережаем всех, а наоборот — теряем позиции. Поэтому была задача запустить новую модель экономического роста с помощью высокотехнологичных отраслей. Таким образом мы решим две задачи — пойдем вперед, не оставшись при этом на обочине технологического прогресса. Этим-то и обусловлено внимание к IT-сектору, к цифровизации экономики и так далее.
— Отдельной строкой сказано про новый подход в решении проблем агропромышленного сектора. Что также не ново для страны. Что не так, почему не идем вперед?
— Если подробнее остановиться на отраслевом аспекте, то было сделано три основных акцента:
То есть общая суть послания состоит в том, что к росту экономики нужно привлекать большее количество отраслей. Но и не забывать о новшествах, которые в будущем обеспечат конкурентоспособность. Опять был озвучен тезис развития предпринимательства на массовой основе, в том числе и создание благоприятных условий для бизнеса, снижение адмбарьеров и прочее.
— То, что звучит из года в год…
— Вы правы, что интересы предпринимательства вообще, а также малого и среднего бизнеса в частности всегда во всех посланиях озвучивались. В Послании-2017 была некая конкретика — указан целевой ориентир по повышению доли малого и среднего бизнеса в казахстанской экономике до 50 процентов.
Есть несколько вечных проблем, которые у нас постоянно в подвешенном состоянии — наша пресловутая сырьевая направленность, предпринимательство и привлечение иностранных инвестиций
Неудивительно, что им каждый раз посвящаются целые разделы, ведь они никогда не потеряют своей актуальности.
— Заявлен курс на приватизацию и сокращение роли государства в экономике, на избавление госкомпаний от непрофильных активов, на их вывод на фондовый рынок. Это тоже по идее должно вывести в конкурентное предпринимательское поле часть активов и стимулировать рост. Потому что государство не всегда является эффективным собственником своих активов, — говорит эксперт.
— Это поможет сократить и расходы государства на содержание этих активов?
— Все неоднозначно. Компаний много разных, у всех свои бизнес-истории и экономическая модель. Я бы не стал обобщать. Еще важно,
в Послании впервые был сделан акцент на расширение функций Нацбанка. Было сказано, что регулятор должен заниматься не только инфляцией, но и отвечать за экономический рост
На самом деле, это ключевая и принципиальная новизна послания, в отличие от всего остального. Новая функция Нацбанка позволит ему стимулировать финансовый сектор, а банки в первую очередь — чтобы они больше своих ресурсов направляли на кредитование экономики и тем самым способствовали экономическому росту.
— На фоне критики топ-менеджмента Нацбанка, которая в последнее время раздается от экспертного сообщества, не странно ли наделять этот государственный институт еще дополнительными возможностями?
— Я бы сказал — дополнительной ответственностью. Раньше у Нацбанка была одна официальная функция по уставу — работа с инфляцией. И такая специфика его функциональных обязанностей порождала в некотором роде самоустраненность от решения актуальных проблем экономического развития. Как только речь заходила о дисбалансе валютного курса, который вел к определенному ущербу для бизнеса, то Нацбанк был и ни при чем. Сейчас регулятору дали новое направление. Это нормально и естественно, потому что денежно-кредитная политика — инструмент стимулирования экономического роста. Теперь Нацбанку придется свою обычную деятельность сопоставлять с последствиями для экономики.
Дело в том, что подавление инфляции и стимулирование экономического роста зачастую требуют противоположных действий при денежно-кредитной политике. Чтобы сжать инфляцию, нужно сжать денежную массу, повысить ставки. А чтобы стимулировать экономику — нужно снизить ставки, сделав доступным кредитование
Дилемма, которую Нацбанку будет сложно решать в нынешних условиях, но расширение его ответственности приведет к тому, что антиинфляционная политика станет менее жесткой и будет проводиться с оглядкой на интересы бизнеса.